Времена меняются, если ранее дети играли в футбол во дворе и прыгали на резинке, сегодня их внимание полностью поглотили компьютеры и планшеты. Поэтому современные родители переживают, нет ли в этом опасности. Однозначно не этот вопрос ответить невозможно. Но говоря о физическом развитии ребенка, планшет никак не заменит футбол и резинки. Проблема современных детей заключается в чрезмерной интеллектуализации, причем в ущерб физическому и эмоциональному развитию. Играя на планшете, в лучшем случае натренируется мелкая моторика, но спина и шея будут очень напряжены, а на глаза вообще идет огромная нагрузка. Компьютер, при умелом руководстве родителей, способен обеспечить интеллектуальное развитие ребенка сполна, но при этом эмоциональная и коммуникативная части не реализованы. По мере роста, ребенок учится строить взаимоотношения со сверстниками, а это возможно только в реальной жизни. Если для взрослого человека виртуальная жизнь является неким подобием реального мира, то ребенок, который еще не научился настоящим взаимоотношениям, не сможет освоить это в режиме он - лайн. Общение современных школьников очень часто сводится к компьютерным играм, а это проблема. Реальное общение для них вообще не интересно, и если детей лишают компьютеров и планшетов, они просто не знают чем себя занять. Задача родителей состоит в направлении ребенка на то, чтобы компьютер помогал школьнику развиваться разносторонне, а не мешал.
Очень часто, родители становятся сами «провокаторами», ведь если ребенок сидит за планшетом, это гарантия того, что он не будет мешать, и можно спокойно убраться по дому или приготовить обед. Со временем ребенок настолько привыкает находиться в своем виртуальном мире, что просто забрать компьютер уже не решает проблему того, что ребенок постоянно сидит за ним. В таком случае, родители должны найти, чем можно заменить компьютер и главное в этом - совместная деятельность родителей с детьми. Но помните, чем старше ребенок, тем сложнее решить эту проблему.
Родители школьников, как младших, так и старших классов, жалуются на отсутствие мотивации, ведь дети всегда предпочтут ТВ и Интернет. Как же мотивировать детей? Мотивация, действительно, одна из самых сложных проблем в воспитании ребенка. И если она есть – значит, все в порядке. В такой ситуации родители даже не задумываются, как получилось, что их ребенок к чему-то стремится и чем-то увлекается. Очень сложно, когда мотивации нет, с этим нужно работать. Причем наказания и угрозы в этом случае не действуют совсем, либо работают короткое время. В маленьком возрасте, ребенка можно обучать в игровой форме. Для этого можно найти в интернете упражнения, развивающие мышление, логику, а также тренирующие память. С ребенком любого возраста необходимо составлять расписание, планировать время учебы и досуга. Не забывайте почаще хвалить ребенка за проделанную работу, а вот укорять и отчитывать ребенка нужно как можно меньше. Разговор лучше построить в таком ключе: «Мне очень неприятно, что ты получил двойку, тройку и т.д., как ты думаешь, почему это случилось? Что ты можешь сделать, чтобы это не повторилось, давай выделим время на это».
Не лишним будет определить, существование у ребенка компьютерной зависимости. Для этого существует ряд признаков:
- Проведение ребенком длительного времени за компьютером, причем, когда это является уже не сменой деятельности, а только одним ее видом, что очень вредит детскому организму.
- Если игра прекращается усилиями родителей, даже в доброжелательной форме, ребенок становится, тревожен, активно проявляет недовольство, кричит и не может себя ничем больше занять.
- Компьютер полностью заменят ребенку реальное общение со сверстниками и родственниками.
В решении такой проблемы, часто родители «перегибают» ситуацию в другую сторону, запрещая детям пользоваться компьютером вообще или ограничивая время строго до 1-2 часов в неделю. Такой подход оправдан в зависимости от возраста. Например, ребенок до 7 лет, когда у него, в силу его возраста преобладает игровой способ познания мира, способен гораздо больше получить в реальном общении со сверстниками. Но после 7 лет у детей возникает потребность в учебной деятельности, в этот момент можно подключить компьютер. Время пребывания ребенка за компьютером, определяется индивидуально родителями и при необходимости окулистом и невропатологом. Для родителей самое главное знать, во что играет их сын или дочь на компьютере, и какую информацию читает.
Как же найти баланс между быстрым развитием общества и здоровым воспитанием детей?
Современный ребенок после 8-10 лет должен уметь обращаться с компьютером. А при умелом использовании интернета можно существенно себя обогащать, потому что книги не всегда в нашем современном мире смогут дать исчерпывающую информацию. Ведь наш мир настолько быстро меняется, что книги просто не успевают издавать в соответствии с меняющимся миром. И естественно, в этот момент на помощь приходит компьютер и интернет. Задачей родителей является приучить ребенка использовать компьютер для поиска необходимой информации. В игры же можно с ним поиграть в строго регламентированное время. В таком случае компьютер, как и книга, будет для вашего ребенка другом, а не врагом.