Нормальное развитие ребенка по–разному оценивается родителями. Если для одних нормально, когда ребенок тихий и спокойный, то для других – здоровый и нормальный ребенок должен бегать, прыгать и болтать, а когда он тихий и спокойный – это значит, что он заболел. К сожалению, в этом вопросе нет единого критерия. Но размышляя на эту тему, в первую очередь стоит вспомнить о темпераменте. Ведь каждый ребенок рождается с определенным темпераментом, и от того, как родители отнесутся к тому, что заложено природой, зависит развитие их малыша.
По темпераменту существует несколько классификаций.
- Сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.
- Сангвиники, холерики и флегматики. Меланхоликами же становятся флегматики, когда их не принимают со всеми их особенностями мышления.
Абсолютно чистого темперамента нет, но в каждом из нас преобладает какой-то один. И опираясь на темперамент, родителям легче будет понять и принять своего ребенка. Подвижный, бегающий туда-сюда когда вы разговариваете со знакомыми на улице, закатывающий истерики в магазине ребенок это – нормально. Это здоровый, активный ребенок. О гиперактивности можно говорить в тот момент, когда ребенок бегает постоянно, причем его невозможно отвлечь, в саду, и в гостях он ведет себя одинаково (кричит, бегает). Такого ребенка невозможно увлечь даже самым интересным занятием, он просто бесцельно двигается. У такого ребенка не работает механизм самоконтроля, поэтому наказывать его бесполезно.
Вот основные признаки гиперактивности:
- Постоянное движение, без цели.
- Не умение играть в спокойные и тихие игры, невозможность посидеть спокойно, постоянное ерзание на стуле.
- Постоянная нацеленность на движение.
- Очень частая болтовня, причем без умолку.
Гиперактивность может являться одним из трех критериев постановки диагноза СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Остальными же критериями СДВГ является импульсивность и невнимательность. Но наш сегодняшний разговор пойдет именно о гиперактивности. Признаки, указывающие на гиперактивность, обнаруживаются в раннем возрасте – это повышенный мышечный тонус, неоднократные рвоты, кратковременный и беспокойный сон, высокая чувствительность к внешним раздражителям и неуклюжесть. Однако до поступления в детский сад родители этих признаков не замечают. А вот попав в детский коллектив, ребенок сталкивается с тем, что существуют общие требования, определенный режим, нужно есть, сидеть и играть «по команде». А это для гиперактивного ребенка крайне сложно. И дело не в том, что он не хочет, он просто не в состоянии. В этом случае не помогают ни наказания, ни уговоры. Основным отличием таких детей является то, что они быстрее своих сверстников переключают свое внимание с одного предмета на другой, для них проблематично сосредотачиваться. С поступлением в школу, жизнь такого ребенка очень осложняется. Сидеть 40 минут – это пытка, поэтому ребенок ходит по классу во время урока или стоит весь урок, потому что сидеть он не может так долго. И снова родители наказывают и уговаривают. А гиперактивный ребенок, тем временем, вызывает раздражение всего детского коллектива, поэтому в дальнейшем возможны проявления агрессии со стороны «гипера». Однако агрессия возникает гораздо раньше и является защитной реакцией ребенка, которому очень неуютно среди людей. От него постоянно что-то требуют, читают нотации, приводят в пример других детей, наказывают.
До тех пор, пока родители не поймут, что их ребенку нужна психологическая и неврологическая помощь, ситуация будет прежней, или накалится еще больше. Могут возникать драки, вызов к директору за скверное поведение, месть одноклассников и даже исключение из школы. К сожалению, неутешительным фактом является то, что по статистическим данным от 70 до 90 процентов гиперактивных детей остаются один на один со своей проблемой. Такой ребенок не получает поддержку ни в семье, ни в школе, ведь он не выглядит больным, а кажется просто избалованным, невоспитанным и капризным.
Какую же психологическую помощь требует ваш гиперактивный ребенок?
Во– первых при выявлении этого факта, для начала нужно набраться терпения и позаботиться о своем эмоциональном отдыхе. Ведь злой и уставший родитель не только не поможет, а еще и усугубит проблему. Главное – проявлять разумную строгость, доброту и терпение. У таких детей низкая восприимчивость к наказаниям, однако, они очень хорошо реагируют на одобрение и похвалу. Большое значение имеет тактильный контакт, гиперактивный ребенок нуждается в объятиях и поглаживаниях намного больше, чем ребенок без этой проблемы. При этом 8-10 объятий в день, утреннее и вечернее объятия не считаются. Не нужно бояться испортить ребенка лаской. Гиперактивному ребенку обязательно наличие собственной комнаты или угла (своей территории), где он будет чувствовать себя максимально защищенным. Большой проблемой, причем создаваемой самими родителями, является несоблюдение режима дня. Ведь перевозбуждение у любого ребенка чревато плохим поведением и недостаточной концентрацией внимания, а у гиперактивного происходит сбой во всех сферах. Регулярное же несоблюдение режима ведет к хроническому перевозбуждению и ребенок не успевает восстанавливаться. За любую деятельность, связанную с концентрацией внимания, обязательно должно идти поощрение (раскрашивание картинки, чтение, решение ребуса). Гиперактивному ребенку противопоказано частое появление в местах с большим скоплением людей: на рынках, в крупных супермаркетах. Нужно подождать, пока ребенок подрастет, и его психика окрепнет. Пока же это чревато перевозбуждением и неуправляемым поведением. Хорошо действуют прогулки на свежем воздухе, поездки на природу, занятия спортом, однако без сильного переутомления. Приказы в тоне нужно поменять на просьбы, однако, без заискивания. Старайтесь переключать внимание вашего ребенка интересными, неожиданными вопросами или просьбами, а также предоставляйте выбор деятельности. Возможность выбирать рождает ответственность и способствует формированию целостной личности.
Самое главное - не боритесь с ребенком, а примите его таким, какой он есть и воспитывайте примером, любя и заботясь.