Почему ребенок плачет?

Почему плачет ребенок? Ребенок плачет, в момент, когда ему плохо, а слезы - это лишь разрядка, только внешнее проявление его состояния. Взрослые люди, да и то не все, в принципе могут сдержаться, но маленькие дети никак не могут, потому что им даже в голову не придет, что надо скрыть свои страдания, и что открыто выражать их нельзя. Другими словами им абсолютно все равно, как они выглядят со стороны. Из этого следует, что просить или требовать, чтобы ребенок прекратил плакать, все равно, что просить или требовать, чтобы он немедленно перестал страдать и вернул себе хорошее расположение духа. А наказывать его за то, что ему плохо очень жестоко и бессмысленно. Так что если ребенок плачет, нужно позаботиться не о своем комфорте – прекратить плач ребенка, а о том чтобы понять и попытаться прекратить его страдания. Причин же детских страданий много, и они самые разные, порой самые неожиданные. Многие вещи, которые для взрослых пустяк, для ребенка настоящее горе: картинка порвалась, игрушка куда-то подевалась, прогулку отложили и так далее. Для него все это очень важно, ведь это его мир.   И  событие, которое происходит здесь и сейчас в его мире очень важное, а ничего другого для него просто не существует. В этот момент он безраздельно охвачен именно этими переживаниями. Если бы он мог, хотя бы мысленно, найти выход из неприятного положения, в которое он попал: упал в грязь - можно отмыться, сломалась игрушка - можно починить, ушла мама - скоро вернется и т.д. Однако он еще не может заглянуть вперед и увидеть благополучный исход случившегося с ним. И его глазами, все происходящее вокруг - непоправимо и необратимо, и то, что произошло с ним - навсегда. Для него это – безутешное и непоправимое горе, а потому и горькие слезы. Но  когда взрослые поправляют положение, устраняя причину слез, ребенок успокаивается: он снова уверен, что установленный порядок - навсегда и его радость тоже навсегда. Перечислить все причины, способные расстроить ребенка и вызвать его слезы невозможно. Как невозможно рассказать обо всех возможных действиях взрослых в этих травмирующих ситуациях. Ведь таких ситуаций бесчисленное множество. Но мы постараемся выделить основные  наиболее общие причины детского плача. 

Плач от отчаяния 
Например, лопнул воздушный шарик, или испугался собаки, или потерял из виду маму или укатился мячик под шкаф – такие ситуации могут стать для ребенка причиной отчаяния, вследствие которого раздается страшный рев, с фонтаном слез. Однако такого рода рыдания быстро прекращаются в случае устранения фактора, спровоцировавшего его - появилась мама, достали мячик из-под шкафа, а из лоскутков лопнувшего шара сделали новые маленькие шарики. Но если причину подобного отчаяния устранить не удалось, нужно попробовать переключить внимание ребенка на что-нибудь интересное или смешное: например, "Ой, какие большие и красивые слезы! Жалко, пропадают и одежду портят. Давай собирать их в чашечку!" И пока вы вместе будете искать нужную чашечку, слезы скорей всего высохнут и собирать будет нечего. Чтобы окончательно развеселиться, нужно попросить специально поплакать в чашечку, чтобы показать соседским ребятишкам ваши слезки. 

Плач от боли
Часто дети плачут, потому что у них что-то болит. И боль бывает разной: одно дело, когда ушиб коленку или сделали укол - это быстро проходит и забывается, но другое дело – когда болит ухо или живот, причем целый день. В любом случае это больно и надо потерпеть, а вот терпеть маленькие дети и не умеют. Вследствие этого, задачей взрослых является снять физическую боль и,  если это невозможно, помочь перетерпеть ее. Но как? А это в зависимости от ситуации.  Можно предложить ребенку закрыть глаза и считать до десяти, или поцеловать ушибленное место, или подуть на него, отвлечь на что-нибудь другое - начать читать любимую сказку. Во всех случаях, никак нельзя оставлять ребенка один на один с изнуряющей его болью, и ни в коем случае нельзя ругать его за то, что он плачет, не умея терпеть. Ребенок нуждается во внушении, что он справится с этой болью, потому что он настоящий герой, а они не плачут и терпят, пока боль не пройдет. Напоминайте ему, что вы восхищаетесь тем, какой он герой, каждый раз, когда он делает хотя бы маленькие усилия, чтобы сдержать слезы и не разрыдаться. 

Плач от обиды
Не только у взрослых, но и у маленьких детей бывает не только физическая боль, они могут страдать от несправедливости, одиночества, неуверенности в себе. Очень обидно, когда с тобой не хотят играть - все дети вместе, а ты один. Не менее обидно, когда все время хвалят других детей, а тебя никто не замечает; а еще обиднее, когда тебя ругают. И когда дети не могут скрыть обиду, они плачут. Но это не такой плач как от боли или отчаяния, от обиды они плачут, тихо всхлипывая и размазывая по щекам слезы. И не всегда можно в такой ситуации отвлечь и развеселить ребенка, поскольку дело серьезное. Очень страшно, когда у ребенка накапливается чувство своей неполноценности, одиночества, обиды на окружающих. В этих случаях ребенку надо дать понять, что он не один, что его любят, и что он все может. Также нужно хвалить ребенка за то, что он делает, например, хорошо рисует, уступает игрушки другим, умеет быстро одеваться или быстро бегать. Самое главное - внушить ему веру в себя, поддержать, одобрить и дать ему почувствовать, что он любим и у него все получится, если он захочет и немного постарается. Но если вы сами накричали на ребенка сгоряча и послужили причиной его слез, попросите прощения, объяснив, что и почему так возмутило вас. После этого, постарайтесь снять напряжение и сделать травмирующую вас обоих ситуацию забавной или смешной. Например, малыш разбил чашку и вы, не сдержавшись, накричали на него. Для начала успокойтесь – он ведь не хотел этого, просто так получилось. Чтобы разрядить обстановку, предложите ему проиграть ту же ситуацию, но он будет изображать сердитую маму, поборницу чистоты и порядка, а вы - непоседливого малыша, все время роняющего чашки. Улыбка вас помирит. 

Плач - каприз
Многие взрослые убеждены, что дети способны добиваться своего слезами. Если ребенок хочет чего-нибудь запретного, а родители не дают, он начинает капризничать. Это может быть нытье, долгое и противное: "Мам... ну, дай... ну, пожалуйста...", но иногда его рев переходит в настоящую истерику с битьем головой об пол. И далеко не всегда в этом единоборстве побеждают родители. В зависимости от нервной системы, материальных и физических возможностей они либо уступают любимому чаду, либо кидаются на него с кулаками: "Заткнись!!! Накажу, если не прекратишь!!!" Понятно, что ни первое, ни другое не верно. А выход кроется, как всегда, в понимании психологии ребенка. Поймите. Что ребенок не может плакать специально для того, чтобы выманить что-то у взрослого. И не может трезво рассуждать так: "Дай-ка я устрою рев, чтобы разжалобить маму, глядишь, она не выдержит и даст мне то, что я хочу". Приписывая такие размышления малышу, взрослые сильно преувеличивают не только его интеллектуальные, но и актерские способности. Нужно понять, что ребенок действительно очень хочет куклу, машинку, конфету и прочее, а когда он хочет именно это, ничего другого для него не существует, ведь дети живут только настоящим моментом, а отсутствие данного предмета причиняет ему такие страдания, что он начинает плакать. Плач переходит в каприз. Приведенные аргументы взрослых о тяжелом экономическом положении в семье вообще не убедительны для ребенка, а отказ вызывает еще более острое желание завладеть вожделенным предметом. Поэтому, основной задачей взрослого является снять сосредоточенность ребенка на данном предмете, а также убедить его в том, что без этой куклы (машинки, конфетки) он вполне может обойтись, поскольку не она главная в его жизни. Слова, однако, тут бессильны. Душа ребенка не терпит пустоты. И он не может отказаться от одного желания, пока не появилось другое. Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка новый интерес к чему-то, помочь избавиться от навязчивого, но невыполнимого желания. Сделать это может только близкий, понимающий взрослый. Однако не получится просто сунуть старую игрушку, вместо новой. Нужно вдохнуть в старую игрушку новую жизнь и показать, как по-новому можно играть с ней. Это весьма не просто, здесь требуются и терпение, и фантазия, и знание того, что может увлечь вашего ребенка именно в этой ситуации. Это могут быть, мыльные пузыри, самолетики из бумаги, а может быть, старая кукла, вдруг начинающая плакать и обижаться за то, что ее все забыли и давно не кормили. Главное - предложить что-то вместо недоступного предмета или занятия, а не просто запрещать и объяснять, почему нельзя.

И помните всегда, что дети плачут не для того, чтобы "доставать" своих родителей, а потому, что им плохо и, значит, они нуждаются в нашей помощи.