Как запрещать с любовью

Запрещая своему ребенку нежелательное поведение, родители всегда сталкиваются с трудностями. Очень часто запрет выражается в жесткой форме, иногда переходящей в крик, поскольку ребенок далеко не всегда слушает пожелания матери или отца. Эта проблема особенно актуальна для молодых родителей, у которых дети дошкольного возраста. В нашей статье, мы постараемся выяснить, почему возникают трудности и как сделать запрет действенным,  а при этом сохранить позитивные отношения между родителями и ребенком.

В первую очередь, давайте поймем, почему ребенок с самого рождения проявляет активность, которой родители далеко не всегда рады. Все родители понимают то, что как только ребенок научился передвигаться ползком – его трудно удержать на кровати. А когда он делает первые шаги, за ним нужно постоянно следить, что бы он ни пробрался в опасное для себя место. Ведь вокруг столько опасных предметов - розетки, ножи с вилками, горшки с цветами! Но запреты слышат по отношению к себе и дети старшего возраста: «Не ешь много сладкого», «Не гуляй допоздна», «Не сиди долго за компьютером», «Не бегай, не кричи…» и т.д. Но нужно помнить, что проявление познавательной активности – это естественный природный механизм, который способствует физическому и психическому развитию ребенка, а также адаптации к окружающему миру. Это также является и средством его познания. Из этого следует, что активность для ребенка жизненно необходима. С другой стороны, познавательная активность несет элемент опасности, поскольку расширяя границы своего физического и личностного окружения, ребенок сталкивается с новыми и одновременно не всегда для него понятными явлениями, предметами, людьми. Именно из-за потенциальной опасности незнакомой обстановки, которую мы осознаем, мы запрещаем своим детям определенные формы поведения. Особенно это касается моментов, когда дети маленькие по возрасту и их действия могут повредить собственному здоровью или жизни.

То, что родителям важно осознавать, это то, что запрет и ограничения не должны вызывать у ребенка чувства неполноценности, незрелости и несамостоятельности. При ограничении ребенка в чем – либо, мы должны понимать, какую пользу для него несут установление наших ограничений.

1. Ограничения гарантируют физическую и эмоциональную безопасность ребенка, что крайне важно для любого родителя. Что касается физической безопасности, особенно для маленьких по возрасту детей, все кажется понятным. Однако эмоциональная или психологическая безопасность также важна для полноценного развития ребенка. Примером может служить защита ребенка от потенциального чувства вины в случае, если он старается проявить агрессию по отношению к другому. Не нужно ребенку разрешать бить, кусать других людей, поскольку со временем ребенок осознает отрицательные стороны данного поведения и, возможно, почувствует тревогу за собственные поступки и чувство вины.

2. Ограничения помогают развитию у ребенка способности принимать решение, самоконтроля и ответственности, повышают его уверенность в себе и чувство безопасности. Установление ограничений правильных – это важный фактор адекватного воспитания ребенка.

Родителям рекомендуется определенная методика установления ограничений для ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет. Состоит она из четырех шагов четкого установления ограничений и предложений относительно альтернативных видов поведения ребенка.

Шаг 1. Ребенку, который старается сделать что-то нежелательное, необходимо, прежде всего, показать, что родители принимают его чувства, а также понимают важность желания для ребенка: "Я понимаю твое желание, это действительно важно для тебя..."

Шаг 2. После первого шага, родители устанавливают ограничение с обязательным объяснением причины: «К сожалению это делать нельзя, потому, что ... (это опасно, ты можешь упасть)».

Шаг 3. После этого ребенку предлагается альтернатива, которая не приводит к нежелательным следствиям, и в то же время, позволяя ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания: «Но ты можешь сделать вот что ...», или «Для тебя будет интересно вот это ...» При этом важно, чтобы альтернатива была интересна для ребенка и выступала определенным заменителем неадекватных действий.

Шаг 4. Если же и после этого ребенок пытается достичь цели, которая может повредить ему самому или окружающим, взрослый предо,ставляет ему право выбора: или он прекращает свои действия, или ... И родители подбирают условие, которое наилучшим образом влияет на ребенка (в соответствии с семейными традициями, возрастом ребенка, его психологическими особенностями). К примеру, ребенка можно вывести из комнаты, таким образом, сделав опасную вещь физически недоступной для ребенка и т.п.

В ходе анализа рекомендуемой методики установления ограничений с психологами детских садов, можно сделать вывод, что в современных семьях влиянию на эмоциональную сферу детей уделяется  недостаточно внимания. И в большинстве случаев родители устанавливают запрет, при этом, не высказывая своего понимания важности желания для ребенка. А при невыполнении требований следует либо повторный запрет уже на повышенных тонах (с криком), либо немедленное наказание ребенка. Эффективность наказания в таком случае будет минимальной, поскольку ребенок часто так и не понимает причинно-следственную связь между желательным для родителей поведением и своим проступком. Если мы реализуем предложенный алгоритм установления запрета,  мы сможем повлиять на эмоциональную сферу ребенка (первый шаг), апеллируем к его разуму (второй и третьи шаги) и направляем усилия, чтобы ребенок самостоятельно принял решение о выборе своего дальнейшего поведения (четвертый шаг). Этот комплексный подход - влияние на эмоциональную, рассудочную и поведенческую сферы,  во много раз повышает эффективность запретных действий. При этом сохраняются положительные эмоциональные отношения родителя и ребенка.

Подводя итог, надеемся, что материал этой статьи позволит родителям еще раз пересмотреть методы и приемы, которые они используют при ограничении поведения детей, а также обогатит воспитательный опыт современных семей новыми средствами воспитания.