Родительская любовь и ее стереотипы

Любовь и воспитание: как же правильно совместить эти понятия? Тысячи книг написано о том, как воспитать из ребенка хорошего человека, сознательного члена общества и полноценную личность. Однако о том, как правильно любить ребенка, написано не так уж и много. Каким образом передать своему ребенку всю свою любовь? Насколько много нужно ребенку этой любви, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и чтобы он не утонул в слишком большом количестве этой любви в избытке опеки любящих родителей? Все эти вопросы актуальны не только с самого рождения малыша, а даже раньше с первых месяцев беременности. Уже тогда плод реагирует на прикосновения к животу, на музыку и другие звуки, а также чувствует и впитывает все эмоции матери. И когда ребеночек рождается, некоторым мамам даже трудно дать его подержать кому-то, настолько их связь с ребенком сильна, они не отпускают его ни на секунду. Однако есть родители, придерживающиеся литературы, в которой написано, что ребенка нужно брать столько-то раз на руки, кормить по часам и т.д.

Чтобы разобраться в данном вопросе, приведем пример, который имел место в одном монастыре, в котором монахини выхаживали сирот. По статистике, выживаемость младенцев была более высокой в меньших комнатах.  В таких комнатах, монахини, помимо кормления ребенка, могли еще просто подержать его на руках, поиграть и отдать эмоциональную пищу, в виде не только заботы, но и любви. Причина была в том, что голод для младенца похож на маленькую смерть, и является большим стрессом. То же происходит и с держанием на руках – после 9-ти месяцев полного симбиоза чувство покинутости у ребенка вызывает отчаяние.

Наши рассуждения в основном направлены на духовность и чувства взрослых людей, но детям они также жизненно необходимы. Человек, по какой-то причине обделенный с детства эмоциональностью со стороны взрослых, начинает испытывать жадность к этим проявлениям. Например, у дошкольников,  это может проявляться в болезненном взрослении, когда ребенок не может долго оставаться без родителей, быстро устает, трудно устанавливает контакт  с другими детьми и донимает фразой вроде «Мама, ты меня любишь?». Но что для ребенка означает «Любишь»? Современные родители имеют сумасшедший ритм жизни и для них соблюдать режим – это означает вовремя покормить, сводить на множество кружков, одеть и обуть – это то, что действительно необходимо. А  в сознании ребенка это совершенно незначительные вещи, ведь для него гораздо важнее новая игрушка, игры с родителями, а не воспитателями, страх того, что может прийти баба-яга, которой ребенок боится или же мысли о том, что его брата или сестру любят больше, чем его. Эмоции эти не поддаются логике, и найти золотую середину не так-то просто. Однако если ее не искать, даже гипперопекаемый ребенок может почувствовать себя одиноким. Задачей родителей является определить, чего в жизни следует бояться, а бояться, как правило, можно всего, поскольку любая часть жизни имеет две стороны.  Например, много друзей хорошо – когда друзья не очень хорошие – это плохо; спорт – полезно, но могут быть и травмы и т.д. Гипперопека имеет много механической опеки, то есть ограничения, что и как делать, а также амбивалентность, гласящая: «с нами, в семье хорошо, а во внешнем мире опасно». В подростковом возрасте такие семейные отношения могут стать большой проблемой. А причина состоит в том, что есть некоторый стереотип проявления родительской любви - забота, воспитание и «все дети любят подарки» - ребенок жить без них не может, вернее без тех, кто их дарит ведь для ребенка это проявление любви…

Но почему же тогда, ребенок, с некоторыми психологическими сложностями попадающий  к психологу, привязывается к нему и иногда, что не хочет уходить? Хотя психолог никаких функций вроде и не выполняет. Потому, что этот час взрослый принадлежит только ему, без взрослых дел, телефонов и этот взрослый отдает свои эмоции, тепло и принимает чувства ребенка. Ребенок, который не получает физического подарка, чувствует, что получает нечто большее… Нам свойственно обращать внимание на нестандартные ситуации и решать их. Но в такие моменты ребенок чувствует, что вы с ним – из - за этого появляются шкодливые дети, которые, скорее всего, понимают, что их накажут, но для них важно, что в этот момент все внимание родителей сконцентрировано на них.

Попробуйте поставить себя на место ребенка и сказать "я тебя люблю" не в ответ на вопрос ребенка, а просто так, вы увидите, как будет рад ваш малыш. Конечно, идти за мыслью ребенка, а не за тем как должно быть – это очень хлопотно и отнимает много времени и сил. Однако прилагая эти силы, вы получите искреннее уважение ребенка, а не уважение из-за страха, а также его радость не только на праздники. Помимо этого, ребенок, точно знающий, что он свободен в своей семье, его любят и принимают любым, меньше капризничает и легче взрослеет.