Детство – очень важный этап в жизни каждого человека. Важен он и в плане реализации генетических задатков, и в плане психофиологического развития личностного статуса человека. В наше время, взгляд на детство и его значение существенно изменился. Ранее, все внимание уделялось в основном физическому развитию младенца, четко контролировались показатели роста и веса. Теперь же, стало известно, что ранний период жизни ребенка является очень важным в становлении характера ребенка. Очень важно знать, что опыт приобретенный ребенком в раннем возрасте, со временем не пропадет, а откладывается в глубинах подсознания и дает свой отпечаток на дальнейшее формирование поведения человека, а также его психики. Хорошим примером является приучение к горшку. Для маленького ребенка, это является первым вторжением окружающего мира с его требованиями и запретами в жизнь ребенка.
Приучение к горшку
Как гласит психоаналитическая теория психиатра и психолога З. Фрейда вопрос, приучения ребенка к горшку имеет важное значение для развития его личности. Анальной стадии психосексуального развития соответствует возраст от 1,5 до 3 лет. Маленькие дети могут познавать мир через чувства, поэтому на этой стадии, малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и от того, что может самостоятельно контролировать этот ответственный процесс!
Родители же должны понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне нормальное явление. Маленький ребенок еще не знает чувства брезгливости, но ему вполне понятно, что фекалии являются первой вещью, которой он может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе. И если мама с папой хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и дальнейшим своим поведением стремится получить их одобрение. Поэтому попытки малыша измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок. Что надо помнить родителям, приучая своего малыша к горшку. Моменты, вызывающие у взрослых брезгливость, для ребенка до 3-х лет являются предметом интереса и творческой радости. Однако, если вы будете акцентировать свое отвращение междометием "фу" - это может не только отбить у ребенка желание что-то создавать самому, но и негативно повлиять на его самооценку, так как он будет переживать это "фу", как относящееся к себе лично.
1. Бывает, родители уделяют слишком большое внимание "вопросам туалета", или же слишком настойчивы в своих требованиях. Они могут применять наказания и чересчур строго следят за соблюдением новых правил. Также бывает, родители слишком рано сажают на горшок, а способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 3 годам. Родители могут ругать и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, а также стыдят малыша за промахи. Во всех таких случаях, согласно психоаналитической теории, у малыша формируется один их двух типов характера: Анально-выталкивающий. Когда у ребенка возникает ощущение, что, только, сходив на горшок, он может получить любовь и одобрение родителей. Люди этого типа имеют такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, педантичность, упрямство, жадность. Такие люди считают трату денег обязательным условием проявления любви. Анально-удерживающий. Когда действия родителей вызывают протест со стороны ребенка, отсюда возникают проблема запоров. Представителям этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Такие люди не выносят беспорядка и неопределенности. Также у них может развиться патологическое стремлению к чистоте.
2. В случае если родители попустительски относятся к "туалетным проблемам" ребенка, и совсем не пытаются приучить ребенка к навыкам чистоплотности, их малыш, скорее всего, вырастет щедрой и даже творческой личностью, однако будет отличаться крайней непунктуальностью и неаккуратностью. Если родители будут пренебрегать потребностями малыша, став взрослым, ребенок аналогично будет игнорировать чужие желания.
3. Но если родители ведут себя более корректно, хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку и творческие способности. Такой человек будет отличаться щедростью, великодушием, желанием делать подарки близким.