Кризисные моменты в воспитании дошкольника. Рекомендации родителям. Кризис является не только определенного рода тупиком, но и возможностью. Возможность же заключается в том, чтобы идти дальше, пробовать что - то новое и развиваться. У дошкольников есть три закономерных кризиса развития: год, три года и семь. Как правило, с наибольшими затруднениями родители сталкиваются в возрастных периодах - трех или около семи лет. Это трудные для наших деток периоды, и поэтому нужно подробнее рассмотреть, что же с ними происходит и каким образом родителям справляться с возникающими сложностями.
Когда ваш малыш приближается к возрасту в три года, его поведение и характер начинают меняться.
Это является закономерным и необходимым для развития явлением. Ребенок не останется навсегда неуправляемым, капризным и своевольным. Это лишь стадия, которую нужно пережить. В этот период кризиса трех лет, ребенок впервые понимает себя, как человека, такого же, как его родители и другие люди. В этом возрасте в речи малыша появляется местоимение «Я» и хорошо знакомое родителям «Я сам». У ребенка появляется стремление во всем подражать взрослым, и повторять все их действия. Знакомы родителям и истерики оттого, что малышу не дали нарезать хлеб, погладить белье, или совершить другое «опасное» для него действие, которое взрослым можно, а ему нет. Однако он уже тоже считает себя взрослым, и поэтому злится. В принципе, его можно понять, поставьте себя на его место. Поэтому, очень важно не осекать малыша, не наказывать его, а предложить работу, которая ему по силам или приобрести игрушечный утюг. Конечно, иногда мама может торопиться или быть не в настроении, однако не нужно обижать малыша словами: «Я все сделаю сама, ты только мешаешь, иди, поиграй в свою комнату». В этом возрасте ребенку очень важно чувствовать свою значимость как помощника и человека, способного сделать что-то самостоятельно. Для родителей, главное принять, что их ребенок немного повзрослел и в отношениях с малышом уже нужно устанавливать больше равноправия, чем раньше. Ребенку будет очень приятно, когда вы будете считаться с его мнением, спрашивать о его желаниях и договариваться с ним. Также, в этом возрасте у него уже могут появиться свои маленькие обязанности (например, складывать игрушки, помогать в чем-то маме, чистить свою обувь влажной тряпочкой и многое другое). Не предоставляя малышу этого возраста больше свободы и самостоятельности, будет очень сложно пройти эту стадию, поскольку ребенок будет упрямым, будет делать все назло, капризничать, в общем, будет настаивать на своем праве «быть взрослым».
От дошкольника к школьнику
Кризис семи лет – это этап, который ребенку для нормального развития нужно пройти. Полезнее, если он пройдет относительно «безболезненно» как для самого ребенка, так и для родителей. В первую очередь, это задача родителей. Симптомы:
1. Поведение ребенка начинает меняться уже в старшей группе детского сада (лет в шесть).
Изменения могут проявляться в капризности, кривлянии, манерничании, когда дети начинают манерно говорить, жестикулировать, двигаться, одеваться. Иногда создается такое ощущение, что ребенок строит из себя шута. Также ребенок делает вид, будто не слышит родителей, не реагирует на вопросы и просьбы – это тоже один из симптомов. Может ребенок даже оспаривать просьбу или отказываться от выполнения. Частым аргументом в споре может быть сравнение себя с более взрослыми братьями или сестрами: «Почему ей можно не спать, а мне нет? Я тоже уже большой!»
2. Симптомом этого кризиса может быть и появление хитрости, и нарушение установлений родителей в скрытой форме. Но хитрость носит, как правило, игровой характер. Например, ребенок не моет руки перед едой, а просто проводит некоторое время в ванной, затем выходит и говорит, что помыл их. Не стоит бояться, что ребенок может превратиться в обманщика, в данном случае хитрость лишь временный симптом. Если же ребенок злоупотребляет такими уловками, можно в легкой форме выказать свое недовольство.
3. В этом возрасте часто появляется особое внимание к своему внешнему виду, из этого вытекают споры по вопросу одежды.
4. Обычно, дети этого возраста хотят больше самостоятельности, поэтому больше времени могут находиться в одиночестве, также они изъявляют желание выполнять какую-то работу по дому, которую раньше не выполняли.
5. Дети начинают думать, говорить и беспокоиться о школе. Волнуются, справятся ли они с заданиями, насколько строгим будет учитель, и как вообще все это будет происходить, найдутся ли друзья. Родители тоже могут испытывать тревогу по поводу появления нового статуса у своего ребенка – статуса ученика. Дети это чувствуют, и тревога легко передается детям. Зачастую родители с детьми приходят к психологу именно в этот период, ведь он в состоянии помочь определить готовность ребенка к школе и успокоить родителей.
Разрешение кризиса семи лет
Дети, которые готовы к школе, начиная учиться, постепенно разрешают кризис семи лет. Новый статус, ребенку приносить большое удовольствие, ему нравится, что к нему относятся как к самостоятельному, взрослому человеку. Он чувствует себя значимым. Однако у детей с низким уровнем подготовки, и психологической готовности к школьному обучению, картина совсем другая. И симптомы, которые ранее были выражены слабо, проявляют себя во всей красе: начинаются споры с родителями, истерики, капризы и упрямство. Это довольно не простой период для ребенка. Родителям же не нужно расстраиваться и думать, что они что-то упустили и сделали не так. Просто их ребенок немного позднее достигает определенного уровня психологической зрелости. И такому ребенку в этот период особенно нужна помощь и поддержка близких взрослых.
Вот несколько важных общих правил, которые помогут родителям наладить общение с ребенком.
1. Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят. Если вы не будете вмешиваться, вы тем самым придадите ребенку уверенности и сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
2. Постепенно, но неуклонно перекладывайте ответственность за личные дела вашего ребенка на него, снимая с себя заботу и ответственность.
3. Разрешите вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только в этом случае он будет взрослеть, и становиться «сознательным».
4. Обращение к ребенку не должно быть безличным, лучше подойти к нему, назвать по имени и пригласить к диалогу. Давайте ребенку высказывать свое мнение.
5. Не манипулируйте ребенком и не позволяйте манипулировать собой. Также не стоит ввязываться в шантаж и не самим не шантажировать. Всегда выполняйте свои обещания и не допускайте, чтобы ваши слова летели на ветер.