Дорогие родители, не расстраивайтесь, если в период «переходного возраста» вашего ребенка, вы потеряли взаимопонимание, и у вас появились сложности в общении! Теплые отношения между вами и вашим ребенком можно восстановить. Для начала, давайте разберемся, что же такое «переходный возраст». Переходным возрастом называют переход от Детства к Взрослости. Для каждого человека, это весьма не простой период, поэтому любому человеку в этот период необходима поддержка и любовь. Для большего понимания состояния переходного возраста, можно себе представить следующую картину. Существует некий мостик, по которому необходимо перейти на другой берег, причем прежде вы по этому мостику никогда не ходили. Кроме того абсолютно не видно другого берега а на этом мостике могут подстерегать трудности и даже опасности. Точно также и подросток ощущает свой переходный возраст, в случае, если самые близкие ему люди (а это его родители) не поддерживают его, критикуют, и не объясняют, что с ним происходит.
Вы должны понимать, что к подростковому возрасту, ваши дети уже пережили четыре жизненных кризиса:
- Кризис новорожденности, это момент появление на свет.
- Кризис одного года, когда ребенок делает свой первый шаг, у него появляются первые зубки и т.д.
- Кризис трех лет (эмоциональная нестабильность, заявления «Я сам», идентификация со своим полом).
- Кризис 6-7 лет наступает, когда готовность ребенка к школе поднимает его статус, это возраст, формирования зачатков мировоззрения, которое расцветает в подростковом возрасте.
Также в этот период формируется отношение к своему «Я» и отношение к людям. А кризис подросткового возраста – это следующий жизненный кризис.
Давайте определим, какие же изменения, происходят с человеком в этот период?
- Половое созревание (пик которого приходится на 13 лет). Сопровождается оно тревогой соответствия;
- Кризис авторитета - может привести к криминальным действиям;
- Нарцистический кризис заключается в самолюбовании за счет своих достижений, или же родительских. Этот кризис может привести к суицидальным последствиям, являющимся способом привлечь к себе внимание;
- Недовольство своим физическим обликом - может привести к заниженной самооценке;
- Кризис же десоциализации и дереализации – приводят к искаженному восприятию окружающей действительности и себя и, как следствие, проблемы в общении;
По значимости, у подростков общение со сверстниками стоит на первом месте, на втором же – дисциплина, и только на третьем – успеваемость. Из этого следует, что наиболее значимыми и авторитетными для них в этот период становятся сверстники. Поэтому психологи рекомендуют родителям подружиться с ребенком, а также научиться общаться с ним «на равных», не лишним будет и подружиться с друзьями ребенка. Нужно интересоваться, чем дети живут, и какие у них интересы, какие потребности, и какие проблемы. Именно в подростковом возрасте у человека формируется мировоззрение, умение общаться, и самооценка. В связи с этим, крайне важно, что бы между вами и вашим ребенком были доверительные отношения. Потому что если отношений доверительных нет, подростки начинают искать опору и поддержку на улице, в среде ребят. А эта среда не всегда благополучная. Как следствие - отклонения в поведении. Отклонения в поведении могут выражаться в хулиганстве, воровстве, бродяжничестве, наркомании, алкоголизме, токсикомании, проституции и т.д.
Чтобы этого не произошло, важно:
- Ставить выше своих интересов, интересы собственного ребенка;
- Научиться видеть, слышать ребенка, а также сопереживать ему;
- Возвращаясь с работы уставшими, все же, найдите в себе силы узнать какое настроение у вашего ребенка, как у него дела, чем он живет. Очень важен телесный контакт. Как можно чаще обнимайте ребенка. Особенно это нужно делать утром перед школой и вечером перед сном – 4 объятия в день – это тот минимум, необходимый каждому человеку для выживания. Для хорошего же самочувствия, обнимать ребенка нужно не менее 8 раз в день. Кстати, эти же 8 объятий в тень необходимы и взрослому;
- Проследите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня, посчитайте, сколько раз вы к нему обратились с положительным эмоциональным настроем, а сколько с отрицательным (упреками, криками, замечаниями, критикой). В случае если " - " и " + " будут равны – у вас с общением не все благополучно;
Сделайте интересным проведение совместного досуга.
- Совместно проведенное вашей семьей время должно составлять 2-4 часа в неделю. Это может быть совместный отдых, игры, поездка за город, прогулки по парку;
- Проведенное в паре время: мама +папа, ребенок и мама, ребенок и папа тоже 2-4 часа в неделю;
Поверьте, это является залогом гармоничного эмоционального компонента семьи.
Как родителям подростка общаться со своим ребенком?
- Построение общения должно быть « на равных». Вашему ребенку это говорит о том, что вы его УВАЖАЕТЕ!
- Безусловное принятие ребенка – означает любить его не за то, что он красивый, умный, отличник и т.д. А просто так, за то, что он есть, без всяких условий!
- Общаясь с ребенком ваши глаза должны находиться на уровне его глаз.
- Называйте ребенка по имени!
Самое главное, что вам поможет сформировать в вашем ребенке зрелую и здоровую личность с нормальной самооценкой, собственным мнением и, способностью опираться на своё мнение – это жизненные ценности. Жизненные ценности – это своеобразные ориентиры, на которые ребенок будет и сможет опереться в ситуациях выбора в жизни. К примеру, если ребенку предложат в компании подростков выпить алкогольный напиток или закурить или попробовать наркотики, он должен будет на что-то опереться внутренне при принятии решения? А вот на что, это зависит от вас. Если его упор будет на страх перед вами, рано или поздно он может сделать выбор в пользу данных «друзей». Но если же ваши отношения с ребенком выстроены «на равных» и основываются на доверии и уважении и ребенок знает, что спиртное, никотин и наркотики разрушат его здоровье за несколько лет - выбор будет в пользу здоровья. Чтобы определить ценностные приоритеты вашего ребенка, проведите его через небольшой тест. Попросите ребенка написать перечень его ценностей. В перечень могут войти следующие ценности: любовь родителей и здоровье, карьера и друзья, семья и дом, компьютер и хорошие оценки, верность и любовь, честь и нравственность, патриотизм и доверие, умение решать проблемы физической силой, ум, интеллект, мудрость, счастье, радость, спокойствие и т.д. Вы можете приводить ему примеры «ценностей», что бы у него была возможность выбрать свои. Затем прочтите ему задание. «Ты оказались в пустыне. Ты не знаешь дорогу, по которой можно выбраться из пустыни, и, вдруг ты встречаешь странника. Ты просишь его помочь тебе найти Путь. Он соглашается, но взамен просит тебя отдать ему твои жизненные ценности. Что же ты отдашь в первую очередь? А что потом? Какую ценность следующую? И т.д. И какую ценность ты оставишь себе? Это и будет тем, без чего тебе не обойтись. Ценности, которые останутся последними и являются ориентиром в жизни для вашего ребенка. Это те «опоры», на которые он будет опираться в ситуации выбора.
Как же формируются жизненные ценности?
Это происходит в школе на уроках литературы, истории, при общении с вами - родителями, вашим личным примером, при общении со сверстниками.
«Переходный возраст» - действительно непростой период в жизни вашего ребенка и вашей. Удачи, мудрости и взаимопонимания вам и вашим детям в этот непростой период.