Иногда, приходя к знакомым или малознакомым людям, мы замечаем ребенка, который прячется за родителей или же капризничает и не хочет рассказывать стихи. Пойдя в школу такое поведение ребенка, может выражаться в трудностях в установлении контакта или же в чрезмерном волнении при ответах у доски перед всем классом. Однако нужно понять, что за этим стоит: нервозность, невоспитанность или же стеснительность. Как показывают современные исследования, стеснительность, которой принято объяснять некоторые «странности» в поведении ребенка – это серьезная проблема, нуждающаяся в коррекции, причем, чем раньше, тем лучше.
Стеснительность – это психологическое напряжение, проявляющееся также в физиологическом состоянии, например, учащенном сердцебиении, сбивчивой речи, покраснении, неуклюжести в действиях. В такой момент, человек концентрируется на том, что думают, о нем окружающие, а также старается соответствовать этим фантазиям.
Однако что чувствует ребенок, который в буквальном смысле боится окружающего мира:
- Ребенок имеет заниженную самооценку, поскольку он, в прямом смысле не уверен в том, достаточно ли он хорош для того, чтобы проявлять себя, и примут ли его таким;
- Ребенок, изолированный от социума. Такие дети с трудом устанавливают контакты с другими людьми. Также они с трудом смотрят в глаза и говорят нечетко или запинаются. Ребенок чувствует внутреннее напряжение и его отношения становятся искусственными. Для ребенка это еще и осложняется подшучиванием более коммуникабельных сверстников;
- Чрезмерная потребность ребенка в контроле ситуации и своего «правильного поведения»;
Бывает, доходит до того, что ребенок перестает рисовать «каракули» и начинает рисовать исключительно буквы, поскольку он считает, что это схема, по которой можно безопасно действовать, потому, что это заведомо правильно. Причины застенчивости могут быть физиологическими и социальными. А именно, глядя на маленького ребенка, на то, насколько он пуглив, плаксив и общителен, можно предположить тип его темперамента и стиль поведения. Однако не только физиология определяет стеснительность, это все же социальный феномен, поскольку появляется только в присутствии людей. Отсюда вытекает природа формирования. Например, детей коммуникабельных и улыбающихся, чаще берут на руки, ведь с ними проще общаться и поиграть, в то время, как тревожного ребенка в основном успокаивают и пытаются понять причину его недовольства. Таким образом, у ребенка закрепляется модель восприятия мира: для одних он враждебен и взаимодействие с ним болезненно, а для других – наоборот. Катализатором стеснения или стыда является также сравнение ребенка с кем- то из старших: братом, сестрой или другими детьми. При этом ребенок чувствует, что никак не дотягивает до поставленной планки, и не может стать таким, как тот, с кем его сравнивают, в таком случае ребенок просто замыкается и выходит из игры. Огромную роль также играет менталитет и стереотип воспитания в семье. Для наглядности, приведем пример на крайностях, а вы сможете оценить, к какому типу больше относится ваш стереотип. Например, японская система считается образцом добродетели. Хотя это чуть ли не первая страна по прогрессу, к этому их в большинстве своем подталкивает низкая самооценка и недовольство собой. Складывается так потому, что в японской традиции все заслуги – это заслуги родителей, которые воспитали детей хороших и положительных. В это же время вина за все ошибки, недочеты и неудачи целиком возлагается на человека или ребенка. Поэтому успех становится недостижимым, успех – это само собою разумеющееся, и поэтому за него особо не хвалят, скромность и застенчивость считаются добродетелью. Такие дети растут сдержанными, исполнительными и хорошо работают в команде, таким образом, ответственность распределяется, однако дети избегают неопределенности и новых ситуаций, в которых отсутствуют правила игры. В Израиле же все происходит с точностью до наоборот: дети собирают все лавры и любая победа – это достижение ребенка, а все, что не сложилось – является просчетом воспитания родителей. Таким образом, ребенок становится свободным в своих действиях, а также открыт новому опыту, поскольку не боится наказания или угрызений совести. Такие дети более склонны к риску, новаторству и могут работать сами. Но контролировать такого ребенка очень сложно… Это две радикальные модели и каждый выбирает, что ближе ему.
Приведем способы коррекции застенчивости в домашних условиях:
- Не давайте оценку и не вешайте ярлык на поведение ребенка. В случае если он прячется от новых людей, просто скажите, что ему нужно чуть больше времени на знакомство с человеком и не заостряйте внимание на этом факте. Таким образом, ребенок будет сам регулировать скорость сближения;
- В общении, ребенок зачастую боится именно самовыражения, так как не уверен, сможет ли произвести должное впечатление. Поэтому имеет смысл предоставить ему альтернативные способы самовыражения, к примеру, рисование, но без четких форм и правил, или лепку;
- Будет хорошо, если взрослый сможет признаться в своих ошибках или же смешных ситуациях – это как бы дает право на ошибку ребенку;
На страницах нашего сайта, неоднократно говорилось, что ребенок, которого принимают таким, каким он есть – является самым счастливым ребенком. Везде его постоянно учат жить – детский сад, затем школа, кружки и т.д. и только дома он может просто «быть» таким, каким он есть. Возможно, в этом и есть смысл воспитания, - не учить каким стать, а позволить просто быть собой. Поверьте, это самый лучший урок, который может дать семья, а для застенчивого ребенка это еще и коррекция – он все время подстраивается под ожидания, возможно, если перестанут ожидать, он и не будет подстраиваться.