Важным условием всестороннего воспитания личности ребенка, является формирование нравственно-волевой сферы. От воспитания ребенка в нравственно – волевом отношении, будет, зависеть не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Огромное море информации и способы ее передачи словом, поведением, взглядом, движением и музыкой приносит знание, как вести себя «по-человечески». У ребенка необходимо воспитывать нравственно-волевые качества - самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность. Как показывают наблюдения, многие родители недооценивают волевые возможности своего ребенка. В то же время недоверие к силам ребенка и стремление его опекать, формируют беспомощность, неуверенность, состояние потерянности в случае возникновения затруднений в решении посильных задач. Родителей больше волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, то есть их социальная подготовка – обучение чтению, счету, письму, но при этом, воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Вместе с тем, ведущая роль в развитии ребенка это нравственное воспитание.
Для семьи нормальной и благополучной, характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Ребенок, который окружен любовью, чувствует, что он любим, независимо от того, какой он. У ребенка это вызывает ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Такое отношение к нему, делает его открытым к добру и с положительным влиянием в общении с людьми. Но человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустит несправедливость. Если же у ребенка есть чувство собственного достоинства, оно помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности. При этом сам, остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому. В процессе общения с взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно, у ребенка формируется представление о себе, а также уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка.
Значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка же должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. Нравственные чувства малыша могут формироваться под воздействием чтения сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей, так называемая сказкотерапия. В ходе чтения, ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, а также горячо желает им победы. Таким образом, формируется его представление о добре и зле, а также отношение к нравственному и безнравственному. Находясь в семье, дети часто занимаются с удовольствием теми видами труда, которые мало распространены в детском саду, например, стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды. Они участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия очень хорошо влияют на трудовое воспитание детей, а также их нравственно-волевое развитие. Если родители используют труд в качестве средства нравственного воспитания, необходимо анализировать мотивы, которые побуждают ребенка выполнять данный вид труда. Если у вас получится создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит, вы вызовите у него волевые усилия, и направить их на цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Есть 10 правил, по которым практика нравственного воспитания начинается:
1. Подражание – является генетически заданным механизмом, который позволяет получать необходимые для выживания опыт не генетическим путем, а в процессе общения.
2. Упражнение – является формированием умения в процессе выполнения какой-то деятельности, доводимые до автоматизма.
3. Требования – является речевыми, понятно высказанными, и достаточно короткими фразами. Они должны носить постоянно, неменяющийся характер высказывания, причем, даже настроение необходимо постоянно поддерживать. Требования носят посильный характер относительно возраста и особенностей развития для ребенка. Сопровождаются требования эмоциями, которые могут вызывать неприятные чувства или не вызывать эмоции ни отрицательные ни положительные, но при этом, направленные на мобильность воли ребенка.
4. Создание воспитательных ситуаций, либо их отслеживание в жизни, и моментальная реакция на них.
5. Давать ребенку посильные поручения, соответствующие его возрасту и опыту. При этом проявление одобрения, поддержки и стимулирования к последующим, более развернутым действиям.
6. Создавать для ребенка, в каждом часе, какое – нибудь дело. Это может быть шитье для девочки, работа с молоточком для мальчика и т.д.
7. Приучать к распорядку дня. Подъем, завтрак и т.д. Это поможет приучить к замечательному для жизни процессу - планированию своей жизни. Развитие способности постоянно быть организованным, а не загруженным.
8. Проявляете чувства к своему ребенку и учите его говорить о чувствах любви, нежности, проявлении заботы и ласки и т.д. Прикасайтесь к нему больше и больше через объятия, поглаживания, поцелуи и т.д.
9. Полезен общественно полезный труд для воспитания альтруизма, а не эгоизма.
10. Играть. Чем больше вы играете с ребенком, тем больше он учится играть, выполняя роли по ситуации. Чем лучше ребенок буде контролировать свое поведение и высказывания, тем лучше будет развиваться его приобщение к людям и взаимодействие с ними.