Как «правильно» любить своего ребенка, и какие условия воспитания будут способствовать формированию психологически здоровой личности?
В нашей статье, мы рассмотрим нюансы взаимоотношений матери и ребенка в период младенчества. В период младенчества, может показаться, что ребенок еще очень маленький и ничего не понимает, из этого следует, он не может получить никаких психологических травм. Однако, по мнению психоаналитиков, именно в этот период закладываются основы отношения человека к миру, себе, и другим. Закладывается в этот период, то, насколько он будет доверять миру, себе и сможет ли он опираться в этом мире на себя и других. Будет ли он закрыт, холоден, отстранен или же открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отношения.
Однако как понять, что является главным в этот период для воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, ребенка умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Естественно, все мамы стараются приложить массу усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, к сожалению, ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания. Ребенок взрослеет вследствие естественного роста, а также развития на основе правильной родительской любви. При этом очень много зависит от того, как и какие отношения складываются между матерью и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка. Ребенок беспомощен в первый год жизни, поэтому он полностью опирается на родительскую опеку, а его выживание и развитие зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.
Родительская любовь в младенчестве, имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы. При этом, основной задачей матери, в этот период, является открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка. С ребенком нужно поддерживать настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь правильно угадывать состояние и потребности ребенка, а также предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В этот период, тесная физическая, эмоциональная и чувственная связь глубоко необходима для ребенка, она является живительной силой для его выживания и развития. Также, благодаря этой связи, через контакт с матерью, ребенок начинает чувствовать и понимать себя и свое тело. Самым опасным врагом для ребенка в этот период является равнодушие взрослых. Мало того, это грозит остановкой в развитии, а иногда даже остановкой жизни. Даже если мать недостаточно внимательна и в чем-то неудовлетворительная, для ребенка это все равно лучше, чем ее отсутствие.
Общение и основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, а также его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, но чувствует и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции. Таким образом, он познает мир, знакомится с матерью и с собой. Ребенок чувствует отношение матери к нему, и начинает понимать и чувствовать отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться. Ребенок чувствует отношение матери к себе, а также впитывает его в себя. Поэтому, чем внимательнее и заботливее будет мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим. Однако забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка. Они должны быть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.
При этом гиперопека, а также гиперстимуляция ребенка матерью, выражается в том, когда мать дает больше опеки и заботы, чем он может выдержать, и чем ему необходимо. Это может привести к апатичному, отчужденному и закрытому характеру ребенка. Единственная возможность поддерживать комфортную для себя дистанцию, в отношениях с такой матерью, является прятаться внутри себя. При этом внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Таким образом, может быть сформирован замкнутый и закрытый характер. Если же забота матери в период младенчества была адекватной, у ребенка формируется ощущение безопасности, базовое доверие к миру.
Означает это, что он, став уже взрослым, больше будет доверять себе и окружающему миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных жизненных обстоятельствах. Люди, которые получили «правильную» родительскую любовь», живут в этом мире легко, словно рыба в воде. Даже по словам Фрейда, «ребенок, который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым». Только мать, которая способна на «первичную материнскую озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», даст здоровое начало развитию его личности. При этом воздействие матери настолько реально, что личность ребенка будет сильной или слабой в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой. Тесная связь вначале отношений, при которой мать буквально зациклена на отношениях с ребенком, постепенно ослабевает и у нее появляется, освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и к другим отношениям.
По мере того, как ребенок взрослеет, интенсивная эмоционально-психологическая, а также телесная включенность матери будет сокращаться до меньшего количества. При этом она выполнит свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Уже позже, в латентный период и период юности, родители должны оказывать ребенку поддержку и побуждать думать, чувствовать и действовать самостоятельно. Они должны побуждать ребенка к исследованию и экспериментам, учить его идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, а также помогать ему «быть собой».
Дорогие родители, любите своих детей, но любите их «правильной» любовью!