Правильная родительская любовь

Как «правильно» любить своего ребенка, и какие условия воспитания будут способствовать формированию психологически здоровой личности?

В нашей статье, мы рассмотрим нюансы взаимоотношений матери и ребенка  в период младенчества. В период младенчества, может показаться, что ребенок еще очень маленький и ничего не понимает, из этого следует, он не может получить никаких психологических травм. Однако, по мнению психоаналитиков, именно в этот период закладываются основы отношения человека к миру, себе, и другим. Закладывается в этот период, то, насколько он будет доверять миру, себе и сможет ли он опираться в этом мире на себя и других.  Будет ли он закрыт, холоден, отстранен или же открыт, общителен и расположен строить теплые дружелюбные отношения.

Однако как понять, что является главным в этот период  для  воспитания уверенного в себе, смелого, решительного, активного ребенка, ребенка умеющего опираться на себя и принимать правильные для себя решения? Естественно, все мамы стараются приложить массу  усилий, чтобы дать своему ребенку все возможное и невозможное, но, к сожалению, ошибки чаще бывают не от отсутствия старания, а от незнания. Ребенок взрослеет вследствие естественного роста, а также развития на основе правильной родительской любви. При этом очень много зависит от того, как и какие отношения складываются между матерью  и ребенком с самого рождения, с первых дней жизни ребенка. Ребенок беспомощен в  первый год жизни, поэтому он полностью опирается на родительскую опеку, а его выживание и развитие   зависит от того, насколько хорошо позаботятся о нем взрослые.

Родительская любовь в младенчестве, имеет чувственный элемент и выражается в физическом уходе при осуществлении телесного контакта и заботы.  При этом, основной задачей матери,  в этот период, является открыть свою чувствительность навстречу потребностям ребенка. С ребенком нужно поддерживать настолько тесную эмоционально-психологическую связь, чтобы суметь  правильно угадывать состояние и потребности ребенка, а также предугадывать лучшие способы удовлетворения этих потребностей. В этот период, тесная физическая, эмоциональная и чувственная связь глубоко необходима для ребенка, она является живительной силой для его выживания и развития. Также, благодаря этой связи, через контакт с матерью,  ребенок  начинает чувствовать и понимать себя и свое тело. Самым опасным врагом для ребенка в этот период является равнодушие взрослых. Мало того, это грозит остановкой в  развитии, а иногда даже остановкой жизни. Даже если мать недостаточно внимательна и в чем-то неудовлетворительная, для ребенка это все равно лучше, чем ее отсутствие.

Общение и основной диалог между матерью и ребенком в этот период строится через прикосновения, уход, голос матери, а также его интонации. Во всем этом ребенок чувствует отношение матери к нему, ее любовь, нежность, заботу, но чувствует и раздражение, усталость, грусть, неудовлетворенность и другие эмоции. Таким образом, он познает мир, знакомится с матерью и с собой. Ребенок чувствует  отношение матери к нему, и начинает понимать и чувствовать  отношения в семейной системе, в которую он постепенно начинает вписываться или не вписываться. Ребенок чувствует отношение матери к себе, а также впитывает  его  в себя. Поэтому, чем внимательнее и заботливее  будет мать к ребенку в это время, тем лучше ребенок будет относиться сам к себе и, как следствие, к другим. Однако забота и внимание должны быть адекватны потребностям ребенка. Они должны быть не больше и не меньше, чем это необходимо ребенку на каждом этапе его взросления.

При этом гиперопека, а также гиперстимуляция ребенка матерью, выражается в том, когда мать дает больше опеки и  заботы, чем он может выдержать, и чем ему необходимо. Это может привести к  апатичному, отчужденному и закрытому характеру ребенка. Единственная возможность поддерживать комфортную для себя дистанцию, в отношениях с такой матерью, является прятаться   внутри себя. При этом внутренний мир ребенка становится его убежищем от интенсивности, навязчивости и неприятных столкновений с более сильным взрослым. Таким образом, может быть сформирован замкнутый и закрытый характер. Если же забота матери в период младенчества была адекватной, у ребенка формируется ощущение безопасности,  базовое доверие к миру.

Означает это, что он, став уже взрослым,  больше будет доверять  себе и окружающему  миру, а значит легче адаптироваться в отношениях с другими людьми и в различных  жизненных обстоятельствах. Люди, которые получили «правильную» родительскую любовь», живут  в этом мире легко, словно  рыба в воде. Даже по словам Фрейда, «ребенок,  который ощущает безусловную любовь своей матери, будет чувствовать себя непобедимым». Только мать, которая способна на «первичную материнскую  озабоченность» и «идентификацию со своим младенцем», даст здоровое начало развитию его личности. При этом воздействие матери настолько реально, что личность ребенка будет сильной или слабой  в той степени, в какой поддержка матерью младенца является сильной или слабой. Тесная связь вначале отношений, при которой мать буквально зациклена на отношениях с ребенком, постепенно ослабевает и у нее появляется,  освобождается и пробуждается интерес к другим аспектом жизни и  к другим отношениям.

По мере того, как ребенок взрослеет, интенсивная эмоционально-психологическая, а также телесная включенность матери будет сокращаться до меньшего количества. При этом она выполнит  свою задачу наделить ребенка элементарным чувством безопасности. Уже позже, в латентный период и период юности, родители должны оказывать ребенку поддержку и побуждать думать, чувствовать и действовать самостоятельно. Они должны побуждать ребенка к исследованию и экспериментам, учить его идти на риск, использовать и развивать собственные возможности, а также помогать ему «быть собой». 

Дорогие родители, любите своих детей, но любите их  «правильной» любовью!