Проблемы общения детей и родителей, могут возникать даже в нормальных семьях, в которых родители работают, а дети хорошо учатся и не имеют проблем с друзьями, но почему так складывается, что дети не ценят своих родителей. В чем же особенность отношений родителей и детей, и как можно обойти все подводные камни, чтобы не провоцировать конфликт с любимыми детьми? Каким образом можно стать другом для своего ребенка, чтобы ваш совет был дорог в трудную минуту? Ответ на все эти вопросы, скрывается в возрастных особенностях формирования психики детей, подростков, юношей.
Многим родителям известно такое понятие как подростковый кризис. Этот кризис походит на боевые действия, в которых, то буря, то затишье. А прибор, предугадывающий настроение вашего ребенка в тот или иной момент еще не создан. Однако развитие психики обходится не только подростковым кризисом. В большинстве психологических книг описывается факт периодичности возрастных кризисов. Период их протекания, до юношеского возраста, может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Просто обратите внимание на поведение вашего ребенка. Бывают моменты, когда проявив агрессию и наказав сына или дочь, вы потеряете доверие в отношениях на многие месяцы.
Сверхопека. Вопрос, как дела у моего ребенка – это постоянная мысль, порождающая сверхконтроль за каждым шагом своего ребенка. Но есть обратная сторона такой сверхопеки над ребенком. Со временем, подростку будет трудно сформировать самостоятельность в принятии решений, а также чувствовать приятные эмоции вследствие ответственности за принятые решения. То есть излишняя забота родителей может спровоцировать в дальнейшем у детей развитие чувства одиночества и неуверенности в собственных силах. Тем не менее, жизненные события, проблемы и крах планов являются вескими причинами адаптироваться к жизни. Если вы участвуете в постановке целей для ребенка, вы берете на себя ответственность за контроль выполнения этой задачи. Это может быть, например, достижение определенных результатов в обучении. Помните, что дни, когда вы приходите после работы с ощущением запредельной усталости, обозленности и раздражительности – это дни, которые не должны участвовать в оценке успехов вашего ребенка. В этот момент, ваша точка зрения о стремлении ребенка, которая может быть высказана в порыве эмоций, может иметь грубую форму, и является поражением вашего ребенка в формировании «истории успеха».
Безразличие. Ваши проблемы на работе, а также неприятности за пределами семейного очага, вашими детьми воспринимаются довольно поверхностно. Они просто не способны рационально оценивать причины эмоциональных состояний родителей. Ребенку гораздо проще укоренить мысль в себе о том, что папа или мама его не любят, потому что у них "черствое" сердце. Такой детский миф нужно разрушить. Для этого достаточно нескольких минут в "тяжелый" день, чтобы объяснить ребенку, почему у родителя "буря внутри". Психотехника эта довольно проста и не требует специальной подготовки. Нужно говорить о том, что стало причиной плохого настроения. Очень велик положительный исход, когда детская улыбка разгонит тучки над вашим небом. Отсутствие обратной связи. Приходит время, и дети вырастают, становятся взрослыми, имеют свою точку зрения. И отношения между вами будут только тогда крепкими, когда обе стороны понимают друг друга. Правило это рождается, когда дети и родители начинают беседовать на равных, будь ребенку 10 лет или 25 лет. Ведь понять любого человека проще тогда, когда этот человек пытается понять нас.
Нереализованные амбиции. Типичными мечтами детей, являются - стать космонавтом, президентом, учителем. Родители не правы, когда с самого детства ориентируют детей на экономически целесообразный выбор профессии, друзей или хобби. Пробуя различные варианты, человек очень хорошо усваивает любой опыт. Предоставьте эту возможность своим детям.
Приведенные в статье психологические закономерности общения с вашими детьми вполне могут стать лекарством в трудные болезненные периоды, в тот момент, когда вы сомневаетесь, кто прав, кто виноват, и когда все это началось? Помните, что родители должны чаще пользоваться правом, сделать первый шаг к примирению с детьми.