Процесс движения ребенка к обучению

Если вспомнить содержание прекрасного мультфильма 80-х годов про обезьянок, веселые проказы которых сопровождаются шуточной песенкой про детей со словами: «Должен он бежать и прыгать. Все хватать, ногами дрыгать. А иначе он взорвется, трах - бабах! И нет его!» Но на самом деле слова эти отражают истинную природу познавательного и эмоционального развития личности ребенка в возрасте до семи-восьми лет. Развитие тела ребенка – это своего рода "пружина", которая заложена в ребенке самой природой и которая побуждает его к движению, активизирующему многие умственные способности. От освоения разнообразных действий, ребенок испытывает чувство радости и наслаждения, и для него это одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также достаточно эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий. Этот возрастной период является основным для развития памяти, восприятия, мышления и внимания. И естественно, успешность развития ребенка зависит от своевременного начала занятий с ним. Но в этом случае необходимо учитывать функциональную специализацию полушарий головного мозга. Как известно, правое полушарие отвечает за развитие гуманитарных наук, оно образное. Левое же полушарие — математическое, знаковое. Очень большая роль состоит в их совместной деятельности в осуществлении высших психических функций.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Основой развития интеллекта является развитие межполушарного взаимодействия. Поэтому является недопустимым ставить информационное развитие ребенка на первое место, и подменять им, психологическое развитие, поскольку в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция. При этом один участок мозга развивается быстрее за счет другого. А поскольку нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей, это может впоследствии может привести к плохой успеваемости в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию и проблемам в эмоциональной сфере.

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова уже доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, а также развитие речи. Чтобы определить уровень развития речи у детей первых лет жизни, разработан такой метод: малыша просят показать один пальчик, два пальчика и три. Пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, как следствие, мышления добиться не удастся. Подтверждением этого является опыт наших предков, которые задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи придумали и передавали от одного поколения в другое народные считалочки: «Сорока - белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки».

Ученые все подробнее рассматривают сложные связи, которые существуют между мозгом и телом, но в ходе этого изучения, все отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Кстати, уже более 40 лет существует наука о развитии головного мозга через движение, так называемая кинезиология. Кинезиологи разработали целый комплекс упражнений, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела, а также помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Такие интегрирующие упражнения пробуждают систему "интеллект-тело" и приводят её в готовность к обучению.

Поскольку тело –  это единственный инструмент познания мира, то развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.