Родителям о готовности ребёнка к школе

Первоклассная подготовка! Многих родителей, при подготовке ребенка к школе, терзает масса вопросов: Как подготовить к школе первоклассника, ведь для него начинается новый, очень важный этап в его жизни? Что же необходимо знать родителям малыша, которому предстоит постигать азы различных наук? Все стремятся сделать подготовку к школе действительно первоклассной! Родители действительно правы, испытывая волнение и беспокойство перед поступлением ребёнка в школу. Ведь начинается новый жизненный этап в жизни ребёнка, он переходит на новую ступеньку развития. Происходит проверка на прочность всей семейной системы. Поскольку школа создаёт определенные формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался, родителям тоже придётся перестраиваться. Подготовка к школе начинается не за год-два, она происходит в течение всего дошкольного детства ребёнка, а результат этой подготовки получается к 6-7 годам, когда ребенок идёт в школу.

Что же объединяется в  понятие готовности к школе?
Готовность к школе объединяет следующие компоненты:
  • Физическая готовность.
  • Интеллектуальная готовность.
  • Социально-психологическая готовность.
  • Эмоционально-волевая готовность.
Что важно знать о готовности к школе родителям

Физическая готовность. В первую очередь, родители будущих первоклассников должны позаботиться о проведении своевременного и полного медицинского осмотра ребёнка, а также выполнение всех назначений врача. Фундаментом готовности к школе является физическая готовность, то есть крепкое здоровье. Ведь ребёнку предстоит период адаптации, характерными признаками которого являются изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость. Всё это является внешними проявлениями  физического и нервного напряжения, которые со временем проходят. Родители же должны помнить, что период острой адаптации приходится на первые 6-9 недель обучения. В этот период времени, родители должны быть терпимыми и внимательными к детям. Постепенно дети привыкнут к ритму школьной жизни, и станут меньше уставать, к ним вернется хорошее ровное настроение, и они будут охотно общаться с родителями и сверстниками.

Что касается интеллектуальной готовности ребенка к школе, она предполагает наличие у ребенка достаточного кругозора, а также развитого внимания, памяти и сформированных мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Ребенок должен уметь устанавливать связи между явлениями и событиями. Включается сюда и багаж знаний, который соответствует возрасту, и набор специфических навыков, необходимых для обучения в школе. При подготовке ребенка к школе, очень мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три основных спектра:
  • личностная готовность
  • социальная готовность
  • психологическая готовность
Личностная готовность выражается в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, который имеет определенный круг прав и обязанностей. Выражается это в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции в целом. В это же понятие входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Ребенок готов к школьному обучению, если его привлекает школа не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.  Родителям, с этой целью необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.   Также она предполагает произвольность внимания и поведенческих реакций, которые обеспечивают усидчивость.

Социальная готовность заключается в обладании ребенком качеств, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Проявляется это в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, которые установлены в классе. Также ребенок должен действовать совместно с другими ребятами, а в случае необходимости, уступать или отстаивать свою правоту, уметь подчиняться или руководить. Роль родителей, состоит в поддержки доброжелательных отношений вашего сына или дочери с окружающими. Большую роль в формировании этого вида готовности к школе играет и личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями. Ребенку нужно давать только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки школы, а также суждения о школе, с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Эмоционально-волевую готовность можно считать сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также уметь длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. Как правило, к началу школьного обучения, ребенок достигает сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

Что должен обязательно уметь будущий первоклассник?

На протяжении жизни, существуют разные виды деятельности: игра, обучение, общение и т.д. Ведущей деятельностью у ребёнка с рождения и до школы, является игра. Поэтому, задавая вопрос родителям: «Научились ли ваши дети играть?», обычно все согласно кивают головами и удивляются, почему возник такой вопрос. Но вопрос на самом деле очень серьёзный, ведь что значит научиться играть?

Это:
  1. знать название (про что игра?)
  2. правила  и штрафы (как играть, соблюдать или нарушать?)
  3. количество игроков (сколько и кто что делает?)
  4. окончание игры (умение выигрывать  и проигрывать)
Поэтому, от того, насколько успешно ребёнок овладел каждой фазой игры, будет зависеть прохождение следующей фазы развития  – обучения, поскольку школа – это большая и долгая игра на 9-11 лет. Это игра, в которой есть свои правила, как общешкольные, так и классные, есть свои игроки - директор, учителя, дети. Имеются здесь и штрафные санкции - двойки, замечания в дневник; и выигрыш  - пятёрки, грамоты, награды, аттестат. Очень важно умение соблюдать правила и умение проигрывать. У многих детей именно эти моменты реализовываются с трудом, а при проигрыше бурно эмоционально реагируют: плачут, кричат, кидают вещи. Но каждому ребенку, скорее всего, неизбежно придётся столкнуться с трудностями в школе. В начальной школе многие учебные моменты проходят в игровой форме именно с этой целью – окончательно дать возможность ребёнку овладеть игрой и полноценно включиться в учёбу.

Для родителей есть серьёзный повод задуматься о готовности ребёнка к школе: даже если ребёнок бегло читает, умело считает, пишет, прекрасно говорит, анализирует, танцует, рисует; он общителен, проявляет лидерские качества и, на ваш взгляд, просто вундеркинд, но при этом не освоил фазу игры, - помогите ему! Для этого играйте дома в любые игры вместе с ребёнком: развивающие, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные. Это способно улучшите готовность ребенка к школе, а также подарит себе и ему незабываемые минуты общения! Не обязательно до начала учебного года формировать любовь ребенка к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Просто дайте понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих людей.

Удачи вам, терпения и чуткости!