Роль куклы в развитии детей

Кукла – очень красивая и интересная игрушка, но интересно, какую роль в воспитании детей она играет и на что нужно обращать внимание при покупке этой замечательной игрушки?

1. Оказывается кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития ребенка. Поскольку кукла являются нашим отражением, в ней ребёнок может реализовать свой опыт, а также  воспроизводить действия окружающих его людей. Именно поэтому, эта игрушка нужна и девочке и мальчику. Когда ребенок играет, он использует воображение и творческие способности. Куклы способны имитировать взрослый мир и подготавливают ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли, а также является помощницей и близким другом ребёнка. С ней, малыш ведет себя так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Также играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. Поэтому с куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Кукла поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов. Особый интерес для ребенка может представлять одевание и раздевание кукол. Таким образом, ребенок запоминает, в каком порядке должны быть одеты вещи, и какая вещь для какой ситуации предназначена. В дальнейшем, все эти навыки ребенок применяет в жизни.

Призванием куклы также является формирование понимания о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле. Кукла хорошая, должна оставлять простор для фантазий, и давать возможность реализации собственных идей – то есть она должна быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, которые оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. Поэтому ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». В игре должны работать мозг и эмоции ребенка. А поработать, когда кукла все делает сама, весьма сложно.  В таком случае нет смысла фантазировать и думать, поэтому механизм работает, а малыш скучает. Ребенок просит покупать одну игрушку за другой, не потому что не во что играть, просто цель игры не достигнута. Дети способны впитывать те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. Со временем эти качества могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке куклы?
В наше время, потребительский рынок нам предоставляет огромный выбор игрушек, и покупая их, мы редко задумываемся – сколько пользы и сколько вреда они могут принести.
Для маленького ребенка важно:
- детская внешность;
- экологический материал, не содержащий резкий запах, мягкий и приятный на ощупь;
- игрушка должна быть без острых углов и слишком мелких частиц;
- волосы на игрушке должны прочно держаться, чтобы их можно было расчёсывать;
- телесные признаки пола должны отсутствовать;
- куклу можно переодевать без расчленения тела;
По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:
- кукла должна быть одета, по возрасту и сезону;
- девочки могут играть в солдатики, а мальчики могут интересоваться куклами – модницами: таким образом, дети познают различие полов и социальных ролей;
- цена куклы для ребенка не важна, для кого – то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла, поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Помните, маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше.
То, насколько родители правильно подойдут к выбору куклы, определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.
Барби является феноменом нашего времени. Эта кукла прочно вошла в нашу жизнь, и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Однако нужно помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста, а игра с ней не должна превращаться в коллекционирование. Отношение психологов к этой кукле очень неоднозначно. Некоторые считают, что эта кукла подменяет настоящую игру, которая может быть наполнена фантазией, своим весьма примитивным внешним позёрством. А игра – это работа фантазии. Здесь же все готово – и дом, и хозяйство, и бассейн, и телефон, и предметы одежды, и даже друг. Создавать самостоятельно ничего не нужно. Таким образом, кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. В такой «игре», ни о какой свободе и творчестве не может быть и речи. Можно сказать, в этой кукле есть всё, чтобы потреблять…и, к сожалению, ничего, чтобы думать.

Недоброжелатели Барби также считают, что эта кукла порождает:
- культ красоты и материальных ценностей;
- стремление к потребительству;
- низкую самооценку, поскольку обычные девочки никак не подходят под эталон Барби, из-за этого они начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.
- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли, поскольку Барби не запеленаешь, и спать не уложишь.

По мнению сторонников Барби, она – образец женской красоты, в отличие от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Эта кукла не призвана выполнять роль «дочери», или «матери», она просто красавица - принцесса. А это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях. Прекрасным преимуществом этой куклы является ее долговечность, поскольку ее можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Также она может менять профессию, и при этом сопровождается соответствующими аксессуарами. Поэтому единого мнения здесь нет, и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?
В состав арт – терапии, входит куклотерапия. С помощью этой терапии, психологи работают с детскими страхами.

5. Существует мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения? По мнению психологов, такие опасения не совсем обоснованы. Наиболее популярными и традиционными куклами являются пупсы – голыши. Поэтому девочка, пеленая и баюкая пупса, «тренируется» быть мамой. Такие простые с  виду куклы,  способны развивать очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?
По мнению многих, кукла является игрушкой исключительно для девочек. Однако вместе с тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, а это нередко шокирует пап. Но поверьте, ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. В освоении человеческих отношений нуждается любой ребенок. Так, например, мальчик может проигрывать с куклой различные конфликты, которые возникают в его жизни. А в игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Такая игра дает им возможность проявлять участие и заботу.
Мальчики могут играть в куклы по – своему. Они строят дома для кукол и катают их в машинках.

Но, к сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д. Ребенок – мальчик это  или девочка, прежде всего, человек, и призвание кукол,  развивать в ребенке именно человеческое. Поэтому, не нужно лишать мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7. Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?
У каждого ребенка, в процессе развития бывают разные периоды, иногда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Поэтому машинки могут быть интересны не только мальчикам. Игрушки технические способствуют формированию у ребенка наклонности к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, не стоит этому препятствовать.

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?
Для такого феномена существуют и причины и поводы:
- игрушка может не соответствовать возрасту (например, слишком хрупкая);
- детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;
- двигательная неловкость. Малыш, который вовремя не научился манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Но если ребенка приучали к игрушкам с рождения, однако он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;
- внутренняя агрессия, выливающаяся, когда ребенок расстроен или возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;
- досада, в случае, когда у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;
- игрушка просто не нравится, поэтому стремление ребенка нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;
- игрушка низкого качества, бывают изделия, которые рассыпаются прямо в руках;
- ребенок болен, поэтому любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым. Не нужно наказывать детей за поломки, лучше сначала выясните причину.

9. Полезны ли кукольные домики?
Кукольные домики больше полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.