Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы слушался

С проблемой непослушания сталкиваются практически все родители. И если у вас есть дети, вы меня поймете. Даже если вы родитель успешный. Многие понимают, что слишком непослушные дети это тоже нехорошо. Что так ребенок проявляет себя как личность, особенно в кризисном возрасте и прочее. Но разве от этого легче? Порядок наводить нужно, и дисциплинировать свое любимое чадо все равно приходится.



И чтобы этот воспитательный процесс не превращался в кошмар для вас обоих, нужно изучить и применять следующие ПРАВИЛА:

1. Воспитательное мероприятие следует подготовить. Не отдавайте это важное дело случаю. Стихийность и спонтанность нам не помощник. То есть, выберите подходящий момент для разговора - когда вы спокойны, и ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Случай из практики:
- Как совладать с этим ребенком!!! – сил моих больше нет!!! Приходит со школы, вещи побросает, шапка в одну сторону, портфель в другую, ботинки посередине прихожей! Если бабушка не уберет, не повесит, все это так и останется до вечера! Безобразие!
- Действительно, безобразие. Как же вы пытались решить эту проблему?  
- Как пыталась?! Я ему говорю!! Раз сказала, два сказала! Ничего не помогает! Слов не понимает! 
Итак. Эмоции - плохой помощник. Только спокойствие, как говорил Карлсон. «Вдохнули-выдохнули», - и прочие приемы. 
2. Четко определите для себя, что вы от ребенка хотите. И сформулируйте свою цель позитивно. Не «чтобы вещи свои не разбрасывал», а «аккуратно вешал и раскладывал по местам ». То есть, ваша задача : «Приучить ребенка к порядку».
Начать разговор тоже нужно правильно, переходим к следующему пункту.               «Налаживание контакта».
3. Сделайте так, чтобы ребенок обратил на вас внимание, чтобы он смотрел не в компьютер, а на вас. Можно даже присесть перед ним, если ребенок маленький. Глаза на одном уровне. «Есть контакт!».

Хорошо использовать касание, например, взять его за руку. А еще лучше положить руку на плечо. Этот покровительственный жест устанавливает правильную субординацию. Нужно это не всегда, но смотрите по обстоятельствам. Главное, установить контакт и убедиться, что вас слушают. После чего говорите примерно так: «Зайка, у меня к тебе просьба». И пауза. Это очень важно, потому что пусть осознает важность момента. Что перед ним мама(папа), и мама обращается с просьбой. Дальше вы спокойно описываете ситуацию. Старайтесь без оценок, просто констатируйте факты. И четко, глядя в глаза, в простой и понятной для ребенка форме излагаете свою просьбу. Завершаете все чем-нибудь теплым – мягко похлопайте по плечу, поцелуйте. Пусть не забывает, что вы его не только воспитываете, но еще и любите. Схема простая, и ее можно использовать, применяя на вашу конкретную ситуацию.

Как применять схему на практике?
Итак, как же сделать так, чтобы ребенок вещи свои убрал, а потом еще и посуду помыл, то есть маме помог, как делают это другие воспитанные дети? Примерно вот так.
- Зайка, иди ко мне, пожалуйста. (Если он чем-то срочно занят, по возможности переждите. Не прерывайте игру на интересной середине. Но, когда часть игры закончилась, будьте решительны. В любом случае, если ребенок разговаривает с вами, он видит вас, а не компьютерный экран.)
- В ответ молчание. Или что-то вроде «…Ну, щас!..»
- Я жду. (Ждите спокойно, но настойчиво, чтобы он понял, что если вы ждете, то это серьезно, и все же лучше поспешить)
- Ну, чего?
- У меня к тебе просьба.
Дальше вы выдерживаете паузу - для осознания важности момента.
- В прихожей на полу валяется твоя одежда, и портфель лежит не на месте. Ты забыл повесить их на вешалку. Бабушка хотела убрать, но я ее остановила. Потому что ты должен сделать это сам. Верно? Верно. И впредь, давай договоримся, что придя из школы, ты будешь вешать пальто на вешалку, как все. И портфель ставить на место. Договорились? (Договоренность будет достигнута легко, потому что вы же не требуете чего-то несправедливого. И ваш ребенок, конечно, понимает, что правильно, а что нет.)
- И второе, что ты сделаешь до того, как сможешь вернуться к компьютеру, чтобы немного еще поиграть. (здесь вы используете скрытое предупреждение – не послушаешься, компьютер не получишь) Я буду обед готовить, а тебя попрошу посуду помыть. ОК? – Вот и славненько, беги, вешай вещи и приходи ко мне на кухню.

Тут очень неплохо чмокнуть сына в щечку и потрепать вихры. Для улучшения общего эмоционального фона. Использовать договоренности, как прием, очень рекомендую. Они эффективны не только с детьми. В целом повышают культуру отношений и способствуют воспитанию ответственности. Кстати, про эпизод о разбросанных вещах. Приготовьтесь к тому, что завтра, возможно, портфель будет привычно валяться не на месте, а любимое чадо вы увидите за компьютером, хотя уроки еще не сделаны. Не волнуйтесь, потому что на этот раз разговор пойдет в другом ключе: «Ведь мы же договорились!» Привычка вообще формируется не сразу, так же как ее ликвидация требует несколько повторений.

И так, общий алгоритм действий следующий.

  1. Завладеть вниманием ребенка и убедиться в том, что контакт есть.
  2. Обратить внимание, что у вас просьба и убедиться, что вас услышали.
  3. Изложите проблему и четко, в понятной для ребенка форме, сформулируйте требование (желательно как просьбу – для деликатности) . Убедитесь, что ребенок вашу просьбу понял.
  4. Достигните договоренности, потому что очень важно, чтобы ребенок искренне согласился и добровольно взял на себя обязательство. Договоренность должна устраивать обе стороны.
  5. Мягко подтолкните к выполнению и завершите все чем-то теплым и позитивным.