Советы родителям подростков

Когда наши дети подрастают, их жизнь становится сложнее и уже не все в ней открыто нам. У них появляются новые друзья и увлечения, интересы и занятия, но как разобраться и как отнестись ко всему этому?

Только с уважением!
Подростковый период жизни испытывает и взрослых, и самого подростка на то, что накоплено, что создано в предшествующие годы. Именно опыт сотрудничества и соучастия всех в семье и в жизни каждого, внимания и взаимного понимания позволит некоторые перемены предвидеть, а некоторые – предупреждать, а еще одни - поддерживать. Также этот опыт позволяет взрослым в полной мере передать детям все, что дали прожитые годы: житейскую опытность, знание людей и нравственные убеждения. Это все необходимо подростку – ведь он уже на пороге взрослой жизни. Конечно, что-то он не примет, а с чем-то не согласится, но что-то решит и сделает по-своему. К такому выбору нужно отнестись с уважением. Но если мы все годы держали и вели за руку, сами решали, а он выполнял и теперь не слушается и вырывается неведомо куда? К этому тоже нужно отнестись  с уважением и пониманием. Иначе и нельзя, поскольку больше мы его не удержим…

И пускай его стремления нам кажутся нелепыми, претензии – преувеличенными, а суждения – необоснованными. Все это понять он сможет не по нашей команде, а только как взрослый человек – собственным уразумением и в равноправном сотрудничестве с близкими людьми. А нам, уважаемые родители, открывается последняя возможность стать для него такими близкими. Обычно, подросток остро переживает собственные неудачи, а затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам, поэтому он делает вид, что успехи в обучении не имеют для него никакого значения.

Когда нельзя наказывать и  ругать подростка:

-  когда он болен или испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни. В этот период времени психика особо уязвима, и его реакция непредсказуема, также нельзя этого делать, когда он ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;

-  сразу после физической или душевной травмы, после падения, драки, несчастного случая, плохой отметки, любой неудачи, недоразумения или конфликта. Даже если в этой травме или неудаче виноват только он сам, нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;

-  когда не справился с делом или со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, хотя прилагал искренние старания справиться, хотя и не в полной мере. Когда проявляется неспособность и бестолковость, неловкость или глупость, нетерпение или просто неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;

- когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;

-  когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. В этом состоянии гнев всегда несправедлив.

21 способ повышения самосознания Вашего ребенка:

1. Формированию здоровой самооценки подростка способствуют крепкие семейные узы. 

2. Перед тем, как начать критиковать своего ребенка, задайте себе вопросы: 
-   сможет ли он изменить то, за что я его собираюсь ругать? 
-   не в сотый ли раз я его собираюсь за это ругать? 
-   насколько, выбранный мной момент подходит для нравоучения и воспитания? 
-   нет ли моих собственных проблем в данном желании его покритиковать? 

3. Попытайтесь найти альтернативу к критике. Возможно, больше пользы будет, если поговорить с ребенком  и задать вопросы:
-   чему научил тебя этот промах? 
-   как бы ты поступил иначе? 
-   может я смогу тебе в этом помочь? 

4. Никогда не используйте унижения, которые походят на «четвертования», например, те,  что связаны с внешностью подростка. Если вы будете шутить над «петушиным» ломающимся голосом, прыщами или неуклюжестью, вы нанесете серьёзную травму детскому самолюбию. Ведь у подростков помимо насмешек масса проблем, которые связаны с половым созреванием. Они и так ощущают себя «не в своей тарелке» - в своём формирующемся теле. А наши, казалось бы «невинные» шуточки могут прочно войти в их негативное восприятие самих себя. 

5. Находите время для разговора с подростком сразу же, как только он захотел поговорить. Используйте преимущество этого времени! При этом ни в коем случае не читайте газету и не смотрите ТВ! Отдайте свое внимание подростку полностью! 

6. Если вы что-то поручаете своему подростку, дайте ему возможность нести полную ответственность за то, что он делает. Например, если вы попросили ребенка подмести пол и вам не нравится то, как он это сделал, не хватайте веник и не исправляйте его работу, потому, что такое действие ни чему его не научит. Лучше объясните ребёнку ещё раз порученное дело и предоставьте ему ещё одну возможность это сделать самому. 

7. Знайте меру в возлагаемых вами на подростков ожиданиях. Поскольку, зачастую, мы ожидаем от своих детей слишком многого. В результате, они не выдерживаются и сдаются. А если ваш подросток спотыкается слишком часто, то страдает его самооценка. Поэтому старайтесь на подростка возлагать позитивные ожидания, нежели завышенные. 

8. Не нужно сравнивать вашего ребенка ни с кем, потому, что ваш ребенок  – это  ваш ребенок, а  не ребенок вашего близкого друга. Сравнивая вашего подростка с членами своей семьи или с детьми ваших друзей, это наносит вред самооценке ребёнка. Лучше сфокусируйтесь на его уникальности и помогите ему развивать свои личностные качества. 

9. Вешайте на своего подростка только положительные «ярлыки», потому, что дети имеют особенность жить соответственно тем «ярлыкам», которые им присвоили. «Ленивый, эгоистичный, базарный, избалованный, невыносимый, лгун, бестолковый» - негативные ярлыки. «Заботливая, умная, добрая, ответственный, надёжный» – положительные «ярлыки». 

10. Научите своего подростка самому решать свои проблемы. Не нужно бросаться «сломя голову» ему на помощь. У подростка, который научится решать проблемы без вашей постоянной помощи, сформируется здоровая самооценка. Поэтому направляйте его, но не спасайте от всех проблем. 

11. Когда вы не правы - просите прощения у подростка. А для вашего ребёнка совершенно потрясающе будет осознавать, что его родители тоже не совершенны. Это также учит вашего подростка  умению  прощать и показывает тот факт, что все  могут  совершать ошибки. 

12. Ребенок имеет право на ошибку, дайте ему это право! Когда он испытает неудачу, будьте рядом и помогите ему извлечь урок из ошибки и неудачи. 

13. Показывайте подростку пример настойчивости, но не агрессивности. Ведь между этими понятиями существенная разница, и если подросток научится быть настойчивым, но не агрессивным, его самосознание правильно сформируется. 

14. Разделяйте понятия: ребёнок и его поведение.  Нужно научиться «атаковать» плохое поведение, но не личность. Если отец говорит сыну: «Ты такой идиот!- никогда не делаешь ничего путного!»- он говорит о сыне, а не его плохом поступке. Ведь его сын не идиот, он просто поступил глупо. 

15. Обнимайте чаще своего подростка! 

16. Личную жизнь своего подростка нужно уважать. В частности, ни в коем случае недопустима слежка, без уважительной на то причины! Бывает большим искушением подслушать телефонный разговор или прочитать дневник, но это не повысит ни степень доверия к вам, ни степень формирования адекватной самооценки. 

17. Проводите время с детьми и качественно и количественно. Если вы оставили подростка дома, чтобы он побыл с семьёй, придумайте что-либо интересное для всей семьи. 

18. Уважайте чувства своего подростка, поскольку подросток имеет острую потребность выражать свои чувства без риска быть униженным и пристыженным.  

19. Интересуйтесь тем, что интересует вашего  ребенка. Обязательно посещайте соревнования и выступления, в которых участвуют ваши дети. Расспрашивайте их об их увлечениях. Постарайтесь быть каким-то образом, вовлечённым в то, что привлекает их. 

20. Необходимо установить ясно очерченные границы дозволенного, потому, что ни что так не раздражает вашего подростка, как нарушение границы, о которой он даже не подозревал. Ребёнок должен знать, что ему ожидать, чтобы быть к этому готовым. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок соблюдал установленные вами правила, потрудитесь понятно изложить ему эти правила. Будет лучше, если вы будете составлять правила и определять границы совместно с вашим подростком. Но если правила не будут поняты и восприняты ребёнком, то вы услышите что-то типа: «У меня никогда ничего не получается». 

21. Разговаривайте чаще со своим подростком о его самовосприятии. Помогите выразить ему свои чувства о самом себе.  
Например, он должен сказать: 
-  «что мне нравится в себе…» (назвать 5 моментов); 
-  «что мне нравится в самом себе больше всего, это…»; 
-  «часто я испытываю…» (назвать чувства и эмоции).

22. Уважайте своего подростка и доверяйте ему.