Дети и жестокость в компьютерных играх

Дети и жестокость в компьютерных играх: имеет ли смысл бить тревогу?

Дабы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей, сначала нужно разобраться в роли агрессии в нашей жизни. Поскольку, возможно, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр. В действительности, агрессия – это природное состояние человека. В ответ на чье – то поведение, которое может заключаться в оскорблении, создании препятствий, мы иногда испытываем гнев, раздражение и недовольство, в связи с собственным физическим состоянием, когда нам возможно жарко, мы устали или  голодны или из-за неудовлетворенности потребностей, когда мы хотели чего-то, но не получили. Но общество стремится ограничить проявление прямой разрушительной агрессии. Для этого прописаны статьи уголовного и гражданского кодекса, а взрослые запрещают детям драться. В обществе грубое поведение считается неэтичным.

Однако в это же самое время, общество предлагает альтернативные формы и различные «косвенные» способы выражения своей агрессии. К примеру, различные виды спорта, любительская охота и рыбалка, мужские драки с соблюдением кодекса чести, ролевые игры с элементами агрессии. А если копнуть еще глубже, анекдоты, сатира, черный юмор служат той же цели. С детства нас учат выражать свое недовольство корректно, дипломатично, или как сейчас модно говорить «конструктивно». Разные способы саморегуляции, достижения спокойного состояния, снятия напряжения: всевозможные медитации, физические нагрузки, настои из трав, самовнушение, обнаружены еще в древности. Чего только не придумали для того, чтобы жить среди людей было безопасно, и в тоже время естественная эмоция получала выход. Абсолютно верным является утверждение, что подавление агрессии приводит к ее накоплению, а затем и взрыву в виде нервных срывов, аффектов (а там и до убийства недалеко) или психосоматических заболеваний (язва, астма, онкология). Да, агрессия является естественной, биологической эмоцией, однако формы проявления ее в человеческом обществе все же должны быть культурными и не только потому, что так требует абстрактная мораль, а в первую очередь в целях нашей же с вами безопасности. Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Однако они забывают, о существовании множества нюансов в этом вопросе. Точнее не забывают, а им просто выгодно «закрыть на это глаза». Ведь подобные игры негативно отражаются на психике взрослого человека.  Если нет каких-либо специфических проблем, человек не впадет в зависимость, и просто будет играть время от времени, а большого вреда от жестоких игр не будет. Однако при наличии глубоких психологических проблем, такие виды компьютерных игр даже на взрослого человека будут иметь разрушительное воздействие. Но речь идет в большей степени о детях.

Защитят ли детей границы межу виртуальным и реальным миром?
Очень не прочные у ребенка, границы между реальностями жизни и игры. Наша психика особо не выбирает, реальны события или виртуальны, чтобы реагировать на них.  И происходят события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз, слышит наше ухо, или мы его вообще себе вообразили, или увидели во сне. Информация, поступающая к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, а  негативная - разрушает. В США в середине прошлого века проводились обширные исследования влияния СМИ на поведение и доказано, что дети копируют увиденное и используют потом это в играх и в отношениях с ровесниками. Поэтому родители должны запрещать детям смотреть фильмы со сценами насилия. Однако при просмотре фильмов ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, а в компьютерных играх - он активен и может влиять на происходящее. Ведь в ходе игры, именно он замахивается топором и отрубает голову у человека, или курицы. Для психики это действие равнозначно реальному действию, и психика уже записала алгоритм данного действия и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. А попадая в различные сложные ситуации общения, ребенок уже имеет определенную программу: «замахнись топором и отруби голову». Возможно в чистом виде она никогда и не сработает, однако, ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. Самое страшное, что при этом зачастую отсутствует самокритичность к своему поведению, а присутствует ощущение своей полной правоты.

Как влияет жестокость в играх на детей?
Мировосприятие ребенка является своего рода мозаикой из его жизненных событий. Если жестокие игры занимают значительное место и время в жизни ребенка, то картина мира ребенка будет строиться из их фрагментов: сценарии, законы, ценности. Со временем, «привычное» становится характером. К примеру, в старые времена в Скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Поэтому жестокость их воинов не знала границ. Конечно, никто не настаивает на воспитании детей в тепличных условиях, а нашем мире есть жестокость и опасности, безусловно, о них надо знать детям и надо уметь себя защитить. Однако даже в нормальной секции карате из детей не сделают моральных инвалидов, там, в первую очередь,  учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества, без которых человек не может называться «человеком».

Игромания как наркомания?
Уже доказано, что злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Зависимость от виртуальных игр сформулирована термином – игромания.  Это одна из самых тяжелых форм зависимости, которая буквально «вырывает» человека из жизни и действует разрушительно на его психику как наркотики и алкоголь. Но почему дети уходят в игру? Существует несколько механизмов, сцепленных друг с другом. В первую очередь, это свойство самих игр – они затягивают. Это происходит, к примеру, как с собакой Павлова. Но здесь мелькают картинки, идет озвучивание, мерцают лампочки – и вот уже готов рефлекс… Термином дрессуры - человек в капкане. Во вторую очередь,  если ребенка не устраивает его реальность, то есть если она скучна или слишком заряжена негативом, ребенку захочется забыться в мире, в котором можно делать все что угодно, а если совершил ошибку, то переиграть стадию… Создается иллюзия, что проблемы будто не бывало.

Отлучить от компьютера – единственный выход?
Каков же выход из такой «опасной» ситуации? Отлучать от компьютера? Но полностью это сделать не получится, да и нет смысла… Компьютер, как и виртуальный мир – это очень сильный ресурс, в котором, как и в жизни, есть и опасное, и полезное (информация, общение). Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Также игры имеют развивающий эффект, те же простые «ходилки» -  тренируют внимание. Просто ребенка нужно окружить вниманием, сделать его реальный мир интересным. Необходимо поддерживать своих детей эмоционально, разговаривать с ними понимающим тоном, проводите с ними выходные, разделять их интересы, гордиться своими детьми и каждый день радоваться, что они у вас есть. И из такого мира – понимающего и теплого никто не уйдет в мир крови и жестокости. Цивилизация развивается в бешенном темпе, а мир не становится добрее… Современные технологии несут одновременно и добро, и зло… Очень важный выход в этом лабиринте – духовность человека, поскольку именно духовность обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает нам окружающий мир.

Можно подвести итог и дать конечный ответ на вопрос, как оградить детей от жестоких компьютерных игр, такими словами: развивайте духовность и нравственность вашего ребенка, но не через нотации «можно – нельзя», а через реальную родительскую любовь, понимание и поддержку, и конечно же собственным примером…