В наше время, невозможно мыслить свою жизнь без телевидения. При этом в каждом доме есть не всегда только один телевизор. А зачастую практически ежедневно организовывается наш досуг с учетом просмотра телепередач. Естественно рядом с нами находятся наши дети. Иногда, мы даже не думаем о том, как влияет телевизор на их жизнь. Об этом мы и поразмыслим в нашей статье. Бесспорно, телевидение имеет положительные аспекты влияния на детей. Оно помогает в формировании норм их поведения, а также ценностных ориентаций. Также телевидение помогает организовать свободное время. Все эти положительные стороны влияния, будут действительно положительными, только в том случае, если перечень телепередач, просматриваемых, ребенком будет строго фильтроваться взрослыми, а количество времени проводимого у голубого экрана, будет строго регламентировано. Вместе с тем существует много отрицательных моментов, связанных с легкой доступностью телевидения для детей, и их нужно учитывать.
В первую очередь, нужно подсчитать время, проводимое ребенком перед телеэкраном. Ведь просмотр телепередач, по сути, забирает у детей время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками. Вместе с тем продолжительное сидение перед телевизором может нанести существенный удар по здоровью ребенка. Мнение многих взрослых о безвредности просмотра телевизора ребенком, является ошибочным и опасным. Ведь в мозге ребенка, который только созревает, идут особые процессы. Взрослый человек, просматривая телевизор, способен оценить, отфильтровать, проанализировать и переработать информацию с телеэкрана на основе приобретенного жизненного опыта. В то же время ребенок, воспринимает только визуально - звуковой поток, который формирует у него установки на пассивное восприятие действительности. В будущем это может определить безразличное и пассивное его отношение к жизни. Также телевизор способствует формированию личности ребенка с низкой трудовой и творческой активностью. Поэтому вырастая, такой ребенок сможет только формально выполнять работу или же имитировать труд под контролем. Как показывают исследования настоящего времени, успешно трудиться и творчески подходить к работе может молодежь, которая в дошкольном детстве тратила на просмотр телевизора не более одного часа в неделю или же не смотрела его вовсе. Трудиться удовлетворительно способны лишь те, кто в детстве просматривал телевизор не более получаса в день. Ежедневный полуторачасовой просмотр телепередач снижает творческий потенциал на четверть. А двухчасовой ежедневный просмотр телевизора, приводит к потере почти половины творческого потенциала. В случае, если дошкольники смотрят телевизор более трех часов в день, они теряют 90 процентов своей трудовой активности. Растущие на телепередачах дети, утрачивают свою творческую фантазию, способность и потребность чем-либо себя занимать, а также перестают придумывать игры и сочинять рассказы. Также они начинают скучать среди множества игрушек и предметов для творчеств и перестают проявлять интерес к новому и увлекательному в окружающем мире. Дети с обедневшим внутренним миром не способны к конструктивному общению со сверстниками, поэтому их взаимоотношения становятся поверхностными и примитивными. По сути, они теряют способность рассуждать. Для двухлетних детей телевизор опасен, поскольку способен блокировать развитие нервной системы. Мозг ребенка направлен на осознание окружающего мира, в котором для маленького человека много удивительного и интересного. Этот период является чувствительным для развития навыков зрения и языка. С маленькими детьми очень важно и полезно разговаривать, играть, общаться, но не с помощью телевизора. Ведь ребенок испытывает жизненную потребность в общении с реальными живыми людьми, в первую очередь с отцом и матерью, но не с голубым экраном. По рекомендациям психологов, ребенок до 4 лет, в основной период созревания структур мозга, не должен смотреть телепередачи вообще, а после 6 лет - не более часа в неделю. В возрасте после 10-лет – можно смотреть 2-3 часа в неделю. Ограничения снимаются после 16 лет, поскольку подростку настает пора взросления и принятия на себя ответственности самому определять выбор между желанием просмотра телевизора и вредом здоровью, который этот просмотр может нанести.
Развитие ребенка будет полноценным, только при наличии интенсивного и регулярного общения с близкими взрослыми. Технические же средства не смогут заменить живого человека, при общении с которым происходит познание и усвоение культурных ценностей, этических норм и прочего, что важно для наполнения внутреннего мира ребенка. Также телевизор ухудшает общение между членами семьи, а родители меньше внимания уделяют детям, а также меньше разговаривают с ними и между собой. Вследствие этого, дети теряют возможность развивать и совершенствовать свою речь, а также обогащать свое личностное внутреннее пространство. Дети, которые воспитываются телевизором, плохо выражают свои мысли, а их речь бедна и однообразна, словарный запас мал. Став дошкольниками, эти дети мало общаются с книгами, поэтому у них задерживается развитие образных представлений и фантазии. Также глаза их привыкают смотреть однонаправлено на экран телевизора, а глазодвигательные мышцы отвыкают трудиться, поэтому в школе таким ребятам трудно следить за текстом по строчкам учебников и книг. Также полезно знать, что детский мозг не в состоянии обрабатывать звуковую информацию из телевизора также быстро, как непосредственный живой разговор. Из этого следует, нагрузка на нервную систему будет чрезмерной и бесполезной. Телевидение способно снизить внимательность у детей, а также способствует появлению у них гиперактивности. Телевизионные кадры, а также объекты, которые постоянно мелькают и движутся, не дают ребенку возможности сфокусировать внимание на продолжительный период.
Психологами отмечено, что дошкольники, которые активно просматривают телепередачи, склонны к непослушанию, а также проявлению агрессивных форм поведения, вспыльчивости, грубости и конфликтам. Свою правоту они выбирают доказывать дракой. Также такие дети обычно с трудом засыпают, спят беспокойно, вскрикивают и плачут во сне. Очень важно обращать внимание на содержание телепрограмм, просматриваемых детьми, в частности мультфильмов. Некоторые из них могут иметь скрытую пропаганду определенных образов жизни. Как правило, ребенок ассоциирует себя с главным героем мультфильма. Однако главные герои многих современных мультфильмов ведут себя очень агрессивно, убивают, уничтожают, разрушают. Жестокость персонажей бросается в глаза, а асоциальное поведение и жестокость персонажей друг к другу, показывается как героическое. Родители должны задаваться вопросом, желают ли они, чтобы их ребенок копировал поведение главного героя мультфильма, а также оказывался в ситуации, похожей на увиденную на телеэкране. Вряд ли родители пожелают, чтобы их дети участвовали в военных действиях. А ведь как показывает практика, часто после просмотра мультфильма-боевика дошколенок в среде сверстников начинает искать себе врагов и развязывает с ними войну, пытаясь подражать главному герою защитнику из любимого мультфильма. Помимо этого, современные бесконечные мультсериалы поселяют в голове детей убеждение, что война закончиться не может, а жизнь в постоянной опасности, поскольку появляются все новые и новые враги. Бесконечный военный сюжет поселяет в душах детей тревогу, страх и отнимает веру в предсказуемость и стабильность окружающего мира. Также очень серьезно страдает при просмотре иных телевизионных сюжетов инстинкт самосохранения ребенка и ценность бережного отношения к окружающим людям. Бывает, герои мультфильмов бьют друг друга, после чего вскакивают, как ни в чем не бывало, а кого – то в мультфильме убивают. После таких просмотров, не удивительно, что дети лупят младших братьев и сестер, домашних животных, а также проявлять агрессию к сверстникам и взрослым. Другие же наоборот начинают бояться окружающих людей, и становятся запуганными, подозрительными, зажатыми.
В некоторых мультфильмах пропагандируется ценность жизни в сплошном развлечении и роскоши, добывании сокровищ. От такого ребенка, в будущем, не стоит ждать успешности и проявлений таланта. Родителям также нужно учитывать, что все, что связано с мультфильмами часто используется для наживы компаниями, производящими детские игрушки. Так зачем способствовать обогащению незнакомых людей за счет здоровья и успешного будущего собственных детей? Конечно, это не означает, что нужно совершенно исключить просмотр телевизора из жизни ребенка, понятно, что это бессмысленно и невозможно.
Однако в силах каждого родителя, выражать свое отношение к сюжету телепрограммы, а также рассуждать вместе с ребенком о поступках героев и позволять ребенку смотреть и слушать то, что вы считаете образцом для подражания.