В наше время, многие родители все больше и больше внимания уделяют своей работе и карьере. Одна из причин такого поведения – обеспечение настоящего и будущего своего ребенка. Это включает достойное питание, игрушки, витамины, учеба, кружки, отдых и т.д. Чтобы помочь папам, многие мамы им в помощь преждевременно выходят из декретного отпуска на работу, не учитывая, что как раз в это время (2-3-4-5 лет) - ребенку особенно необходимо родительское общение и внимание, а также участие и сопереживание. Для ребенка этого возраста, особо важно, чтобы рядом были самые родные и близкие люди, поскольку именно этим людям можно задать многочисленные вопросы и получить ответы, а также поделиться радостью и переживаниями.
Конечно, очень важна финансовая возможность обеспечить ребенка всем необходимым. Но в это же время, ребенку необходима уверенность в том, что его любят и что его открытия так же важны его окружающим, как и ему самому. Поэтому фразы «Мама, не ходи на работу!» или «Я не хочу идти в садик» - могут являться не просто капризами малыша, но и таить в себе реальный дефицит тепла и общения с родителями. Поэтому, если заглянуть ребенку в глаза утром, когда мама прощается с ним, оставляя его в садике, зачастую можно разглядеть страх и отчаяние маленького человечка: «Мама меня не любит», «Мама меня бросила», «Я плохой».
Как бы ни сложно было в это поверить, именно в таком раннем возрасте развивается и закрепляется на всю последующую жизнь человека восприятие себя и мира. Согласно Э. Берну, от того, насколько любимым, желанным и востребованным себя чувствует малыш – формируется его внутренне убеждение: «Я ок» или «Я не ок» а также поведение в социуме «Я хороший» - «Они хорошие», «Я хороший» - они плохие», «Я плохой» - они хорошие», «Я плохой» - «они, да и все вокруг плохие». Эти детские убеждения, судя по всему, остаются с ним на всю жизнь, и именно на их основе ребенок принимает жизненно важные решения. Поскольку родители являются самыми близкими и нужными людьми малышу, только от них зависит, каким будет будущее, а вместе с тем и судьба малыша. В этот момент закладывается фундамент для дальнейшего успешного развития и становления, а также эффективной деятельности взрослого человека в социуме. Поэтому чрезвычайно внимательно и серьезно нужно отнестись к этому вопросу. Переживания малыша могут выражаться в повышенной раздражительности, капризах и истериках. Малыш может игнорировать просьбы мамы или папы, поскольку считает, что они его взывания также игнорируют. У ребенка нарушается сон, он может долго адаптироваться в детском коллективе, ведь, по его мнению, это мама говорит, что надо играться с детками, и поэтому заводит его в садик. Ребенок может проявлять агрессию в играх, по отношению к сверстникам.
Конечно, невозможен вариант, при котором мамы работали бы на дому, а папы приходили домой сразу после обеда. Это понятно. Однако если подобные фразы прозвучали из уст вашего малыша, а в его глазах вы увидели грусть – необходимо поддержать его в такой ответственный и сложный период взросления и знакомства с взрослой жизнью. Постоянно повторяйте своему ребенку, что ОН ХОРОШИЙ! И что Вы его любите! Аккуратно объясните малышу, что у каждого есть обязанности. У него, ребенка, собирать игрушки, когда поиграл, у родителей же – ходить на работу, готовить кушать, делать уборку и т.д. Играйте с малышом! Разумеется, вы устали, и на игру по вечерам остается уже мало времени, но лучше все же это время отдать вашему ребенку и его потребности в вас, чем обычному вечернему ритуалу – телевизору, кухне, компьютеру и продолжению работы…
Проявляйте интерес к тому, чем занимался ребенок в саду, с кем играл, и какое настроение было у его друга, какую игру придумали сегодня. Не ограничивайтесь обычными формальностями – «поел, поспал – хорошо!». Придумывайте вместе, фантазируйте и спрашивайте его мнения. Несколько минут настоящей душевной близости во много раз важнее и дороже обычного общения. Не стесняйтесь говорить ребенку, что вы чувствуете: усталость от работы, обиду из-за непослушания, радость или гордость за своего чудесного ребенка. Также учите своего ребенка делиться с вами своими идеями, размышлениями, сомнениями и опасениями. Можно попросить ребенка воспроизвести дома то, что они рисовали, лепили, вместе с воспитательницей в садике – непременно восхититесь и отметьте талант и способности своего малыша. Обязательно делитесь с ребенком своими делами, и планами на выходные, можете рассказать ему, почему сегодня задержались на работе и забрали его последним. С ребенком нужно разговаривать искренне и по-взрослому – он это обязательно оценит и поймет, а если не поймет, то переспросит.
В случае, если что-то обещали на выходные: цирк, карусели или просто семейный футбол на стадионе – сдержите обещание, какие бы более важные дела этому не мешали. Совместно выполняйте домашние обязанности: доверьте малышу мытье посуды, пылесос и т.п. – так вы будете больше проводить времени вместе и разнообразите ваше общение с малышом. Также, ребенок сможет изучить зону ответственности каждого члена вашей семьи. У каждого родителя может найтись несколько личных рецептов для своего малыша. Радостные и счастливые глаза малыша, станут подтверждением того, что вы на правильном пути. Через некоторое время, ребенок привыкнет к новому режиму, укладу жизни, а также раззнакомиться в коллективе и обзаведется друзьями. Ребенок взрослея, будет больше тянуться к сверстникам и чаще мириться с постоянным отсутствием родителей, родительское внимание и общение меньше и меньше для него будет востребованным. Однако он все так же будет любить вас, ждать с работы, и с нетерпением ждать момента, чтобы рассказать что произошло в садике, показать чему новому он научился – все это будет, если вы научитесь быть по-настоящему близки, даже при катастрофическом дефиците времени, со своим ребенком, быть для него самым близким и родным человеком и надежным другом.
Желаем вам удачи, и искреннего родительского счастья!