Не хочу учиться

Нежелание детей учиться, является одной из частых причин у родителей для обращения к психологу. Нежелание такое проявляется по-разному. Бывает, школьник открыто отказывается переступать школьный порог, а бывает, скрывает от родителей, что не посещает школу и вводит их в заблуждение. В другом случае - школьник отказывается выполнять домашние задания вплоть до крика и плача, также жалуется на усталость. И это вместе с тем, что  на компьютере готов играть до утра. О нежелании ребенка учиться родители могут узнать от учителей. К семи годам, в большинстве случаев, дети готовы к обучению. Причем, им очень интересен процесс познания всего нового. Однако если вдруг после непродолжительного времени ребенок заявляет, что учиться он не хочет и в школу не пойдет – это является серьёзным поводом во всем сразу разобраться. Но к сожалению, зачастую родители игнорируют этот момент и обращаются за помощью когда ситуация заходит в тупик. При этом часто они винят школу, детей и редко себя.

Но в основе нежелания учиться могут лежать много причин. Первая причина – медицинская. Так, например, это может быть не выявленная вовремя тугоухость или близорукость, при которой ребенок занимает последнюю парту. Также могут быть определенные проблемы неврологического свойства: повышенная тревожность, гиперактивность или различные варианты задержки психического развития. С такими проблемами, воспринимать новый материал бывает просто невозможно. Отсюда и появление нежелания учиться. Причиной могут быть усталость и стресс. Существуют различные виды усталости - физическая, умственная и эмоциональная. При физической усталости, нужно освободить ребенка от дополнительных спортивных занятий. Признаками умственной усталости является рассеянность, отсутствие концентрации внимания. В таком случае необходимо больше бывать на свежем воздухе. Эмоциональная усталость вызывается неспокойной обстановкой в семье и отсутствием режима – до глубокой ночи телевизор и компьютер, а днем – «клевание носом».

Также довольно серьёзные вклады в нежелание учиться делают сами родители, в частности, ругая его и сравнивая с более успешными ровесниками, занижая при этом самооценку ребенка. Дети все разные и соответственно способности у каждого отличаются, впрочем, как и амбиции родителей в отношении своих детей. Ребенок просто боится учиться, если родители, требуя исключительных результатов, ругают и наказывают его за плохую оценку. Родители безудержно стремятся дать ребенку полноценное и разностороннее образование, а иногда в этом стремлении просто теряется чувство меры. При этом абсолютно не учитываются реальные возможности ребенка. Наступает момент, когда многочисленные дополнительные занятия уже не развивают малыша, а истощают его.

Иногда, родители ошибочно напутствуют и пугают перед школой: «Вот пойдешь в школу, там тебя заставят трудиться!» Вместо этого, нужно грамотно готовить ребёнка к школе и развивать у него мотивацию. Но в этом случае, родителям необходимо самим трудиться. Стремление учиться пропадает у ребенка и в случае, если в семье неблагополучная обстановка. Также часто возникают проблемы у детей, которые воспитывались вне детского коллектива. Дети эти просто не умеют общаться с ровесниками. Причиной нежелания учиться может быть и страх - страшно отвечать у доски, выглядеть смешным, получить плохую отметку и т.д. В случае, если нелюбовь к школе объясняется страхом перед учителем, необходимо поговорить с учителем, а если это не поможет – перевести ребенка в другой класс или школу. Очень важна личность педагога и его профессионализм, а также умение преподносить материал.

Причиной могут быть и не сложившиеся отношения с одноклассниками. Обсуждайте это с ребенком и поддерживайте его. Ребенку нужно объяснить, что причины неудач могут быть не только во внешних обстоятельствах, то есть в не той школе, злом учителе или плохих одноклассниках, а и в нем самом. Научите его понимать эти причины и исправлять их. Задачей родителей является не оградить ребенка от конфликтов, а научить справляться с ними достойно. При этом важно – не пускаться в крайности. Ребенка не нужно слишком опекать, но и оставлять совсем без внимания также не нужно, никогда не отказывайте в помощи. Сложный подростковый возраст нужно просто пережить, и родителям в том числе. Это возраст бунтарства и острых конфликтов. Причиной не желания учиться, может быть, обычная лень. Понять, откуда она берется, можно лишь обратившись индивидуально к жизни «носителя» этого качества. Еще одной причиной может быть несовершенная система образования.

Что делать?

1. Начинать нужно в далеком детстве.  Родители должны научить ребенка желанию узнавать новое и быть любознательным. Ребенок должен получать радость от процесса познания и от результата

2. Не нужно ждать от ребенка только наивысших результатов, и не требуйте, чтобы он был отличником.

3.Встречая ребенка из школы, сначала поинтересуйтесь, как он себя чувствует, и что нового он узнал, и только потом уже об отметках.

4. Не нужно ребенка сравнивать с кем – то, давить на него и требовать слишком многого, а также спешить и наказывать. Ребенка следует хвалить, поощрять, стимулировать, и поддерживать во всем.

5.Обязательно разговаривайте с учителем и интересуйтесь успехами и неудачами вашего ребенка.

Чтобы помочь детям и родителям создаются индивидуальные программы. Также учитываются нейропсихологические диагностики, позволяющие определить причины возникновения трудностей и отставания. Возможно проведение индивидуальной коррекции внимания, памяти, нарушений счета, письма, чтения. Учеба является огромным трудом и большой ответственностью родителей и учеников. Причем готовность трудиться должна быть у каждого.