Ребенок на протяжении своей жизни проходит через несколько возрастов упрямства – это так называемые переходные возраста. Один из первых переходных возрастов, когда очаровательный и покладистый малыш вдруг или же постепенно превращается в злостного капризулю – это возраст трех лет. В этот момент начинает отвергаться любое предложение, приказ либо просьба. Ответом на любой вопрос, автоматически будет «нет», «не хочу», «не дам». Также ребенок может вдруг совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки, отказываться от горшка или же сидеть на нем по часу. Все, что запрещается, ребенок стремится делать как бы назло или, желая проверить, действительно ли запрещается. В этом случае слабо действуют шлепки и окрики, терпения не хватает, кажется этому - не будет уже конца. В это время родители, неуверенные или же слишком уверенные в себе, не понимая, что происходит, могут натворить бед. Они начинают спозаранку «переламывать» и серьезно наказывать.
Не нужно этого делать, поскольку существует РИСК СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ, причем в самом начале!
На самом деле, ребенок начинает пока еще неосознанно, учиться утверждать свою волю и сознавать свое «Я». Он как бы бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому.
Ребенок ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:
1. Не нужно пытаться что-то внушать ребенку во время приступа. Все равно это бесполезно. Ругань не в этом случае не имеет смысла, а шлепки еще сильней будоражат.
2. Не придавайте большого значения капризности и упрямству. Это нужно принять как необходимость, как болезнь роста.
3. Главное не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. В большинстве случаев помогает только одно - взять его за руку и увести!
4. Истеричность и капризность ребенка требует зрителей, поэтому не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!» Ведь ребенку только это и нужно.
5. Можно в таком случае и схитрить: «Ой, какая же у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!» «А что это там, за окном, птичка делает? Смотри!» Такие маневры заинтригуют и отвлекут.
6. В момент наступления приступа, будьте рядом и дайте ребенку почувствовать, что Вы его понимаете!
7. Будьте настойчивы в поведении с ребенком, и, сказав «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Хотя этих «нет» должно быть, минимум в жизни ребенка.
8. Не настаивайте жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если позволяет случай, то эпизод непослушания можно и упустить.
9. По возможности, переведите острую ситуацию, в игровую. К примеру, попробуйте вести себя парадоксально, например, вместо ложки дайте ему вилку, а вместо носка - майку, вместо книжки - мячик или, если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: "Только не ешь ни в коем случае!". Или же, например, если вы видите, что он "застрял" на пути к ванной, опередите его, сказав: "Не умываться же ты идешь!".
10. Прокомментируйте непослушание ребенка в духе "праздника непослушания" – как же приятно, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.
11. Имейте в виду, что существует несколько областей, в которых очень важно однозначно настоять на своем, и даже при необходимости, применить наказание - это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).
Обычно, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Период кризиса является очень тяжелым для родителей, однако при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. А после окончания кризиса, родители могут вдруг заметить, что их ребенок, который еще вчера бывший разумной крохой, внезапно, стал маленьким человечком, который имеет собственный взгляд на жизнь, и собственные желания и, нередко, с силами для их реализации.
Качества, которые могут быть "застрявшими":
- Упрямство - как крайняя степень проявления воли в кризисе. Впоследствии это может вылиться в упрямый характер;
- Истеричность, как демонстрация собственной значимости для других в кризисе. Далее – это может превратиться в истерики для манипуляций родителями;
- Эгоизм, как чувство самости в кризисе. В характере сложится эгоцентризм;
- Агрессивность, как крайняя форма защиты в кризисе. Образование агрессивного характера;
- Замкнутость, как форма осторожности в кризисе. Впоследствии - нелюдимость в характере;
Помните, о том, что каждый ребенок должен научиться говорить: «нет», а тренироваться он будет, уж простите, на родителях.