Кризис 3-х лет

Ребенок на протяжении своей жизни проходит через несколько возрастов упрямства – это так называемые переходные возраста. Один из первых переходных возрастов, когда очаровательный и покладистый малыш вдруг или же постепенно превращается  в злостного капризулю – это возраст трех лет. В этот момент начинает отвергаться любое предложение, приказ либо просьба. Ответом на любой вопрос, автоматически будет «нет», «не хочу»,  «не дам». Также ребенок может вдруг совсем перестать говорить, начать снова делать в штанишки, отказываться от горшка или же сидеть на нем по часу. Все, что запрещается, ребенок стремится делать как бы назло или, желая проверить, действительно ли запрещается. В этом случае слабо действуют шлепки и окрики, терпения не хватает, кажется этому - не будет уже конца. В это время родители, неуверенные или же слишком уверенные в себе, не понимая, что происходит, могут натворить бед. Они начинают спозаранку «переламывать» и серьезно наказывать.

Не нужно этого делать, поскольку существует РИСК СЛОМАТЬ ЛИЧНОСТЬ, причем в самом начале!

На самом деле, ребенок  начинает пока еще неосознанно, учиться  утверждать свою волю и сознавать свое «Я». Он как бы бросает свой первый вызов судьбе, миру и себе самому.

Ребенок ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СВОЕВОЛЬНЫМ.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1. Не нужно пытаться что-то внушать ребенку во время приступа. Все равно это бесполезно. Ругань не в этом случае не имеет смысла, а шлепки еще сильней будоражат.

2. Не придавайте большого значения капризности и упрямству. Это нужно принять как необходимость, как болезнь роста.

3. Главное не сдавайтесь, даже тогда, когда приступ у ребенка  протекает в общественном месте. В большинстве случаев помогает только одно - взять его за руку и увести!

4. Истеричность и капризность ребенка требует зрителей, поэтому не прибегайте к помощи посторонних:  «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!» Ведь ребенку только это и нужно.

5. Можно в таком случае и схитрить: «Ой, какая же у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!» «А что это там, за окном,  птичка делает? Смотри!» Такие маневры заинтригуют и отвлекут.

6. В момент наступления приступа, будьте рядом и дайте ребенку почувствовать, что Вы его понимаете!

7. Будьте настойчивы в поведении с ребенком, и, сказав «нет», оставайтесь и   дальше при этом мнении. Хотя этих «нет» должно быть, минимум в жизни ребенка.

8. Не настаивайте жестко на том, чтобы требование родителей всегда соблюдалось. Если позволяет случай, то эпизод непослушания можно и упустить.

9. По возможности, переведите острую ситуацию,  в игровую. К примеру, попробуйте вести себя парадоксально, например, вместо ложки дайте ему вилку, а вместо носка - майку, вместо книжки - мячик или, если вы хотите, чтобы он поел, скажите ему, поставив перед ним тарелку с супом: "Только не ешь ни в коем случае!". Или же, например, если вы  видите, что он "застрял" на пути к ванной, опередите его, сказав: "Не умываться же ты  идешь!". 

10. Прокомментируйте непослушание ребенка в духе "праздника непослушания" – как же приятно, делать не то, о чем просят, а то, что хочешь.

11. Имейте в виду, что существует несколько областей, в которых очень важно однозначно настоять на своем, и даже при необходимости, применить наказание - это все, что связано с безопасностью  ребенка (острые предметы, лифт, высокая кровать, эскалатор и пр.).

Обычно, девочки поддаются на такие уловки легче, чем мальчики. Период кризиса является очень тяжелым для родителей, однако при их правильном поведении, довольно быстро сходящий на нет. А после окончания кризиса, родители могут вдруг заметить, что их ребенок, который еще вчера бывший разумной крохой, внезапно, стал маленьким человечком, который имеет собственный взгляд на жизнь, и собственные желания и, нередко, с силами для их реализации.

Качества, которые могут быть "застрявшими":

  • Упрямство - как крайняя степень проявления воли в кризисе.  Впоследствии это может вылиться  в упрямый характер;
  • Истеричность, как демонстрация собственной значимости для других в кризисе. Далее – это может превратиться в истерики для манипуляций родителями;
  • Эгоизм, как чувство самости в кризисе. В характере сложится эгоцентризм;
  • Агрессивность, как крайняя форма защиты в кризисе. Образование агрессивного характера;
  • Замкнутость, как форма осторожности в кризисе. Впоследствии - нелюдимость в характере;

Помните, о том, что каждый ребенок должен научиться говорить: «нет», а тренироваться он будет, уж простите, на родителях.