Бывает, что во вполне благополучных внешне семьях родители обнаруживают, что их дети склонны к воровству. Воровством являются любые действия, направленные на присвоение чужих вещей. Детское воровство – это одна из наиболее частых причин обращения родителей к психологам. Бывают случаи и подозрений родителей у своих детей клептомании. Однако клептомания как заболевание встречается очень редко, и скорее у взрослых людей, но не детей. Ведь клептоман тем и отличается от вора, что ему интересен не результат, а сам процесс воровства. Этими действиями он нарушает внутренние запреты и для такого человека украсть означает обрести свободу. А "брать" они могут всякую безделицу, потом, кстати, зачастую возвращают ее.
Почему ребенок ворует?
ВО ВСЕХ случаях детского воровства у родителей, наблюдается отсутствие взаимопонимания и контакта между взрослыми и ребенком. Это момент, когда ребенку было что-то надо, у него возникла определенная необходимость, но открыто попросить он не смог или не пожелал. Это может быть связано с тем, что ребенок просто не желает впускать вас в свою приватную жизнь. Или же у подростка просто есть свои потребности, а родители не приемлют такого явления, как карманные деньги, или дают недостаточно. А когда контакт отсутствует и между самими взрослыми, детей это редко устраивает, и кража денег становится своего рода протестом. Иногда, дети берут без спроса деньги, и не отдают себе отчета в том, что это является воровством. Обычно у ребят, которые воруют у собственных родителей, имеются значительные "перекосы" в понятиях о добре и зле, справедливости. Но, по мнению психологов, в этом отношении, сколько отдельных случаев, столько и причин. Присутствует также возможность объединения этих причин, а также их взаимодействие...
Что покупают на ворованные деньги?
1. Конечно же, это НЕОБХОДИМЫЕ, на взгляд ребенка, вещи. К примеру, девочка коллекционирует яркие блокнотики, которых у нее уже очень много, поэтому очередной, с Микки-Маусом, мама отказывается покупать. Но это лишь мнение мамы, а ребенок считает иначе.
2. Это может быть вещь, поднимающая авторитет. Например, год назад в моде были указки-лазеры китайского производства и соответствующего качества. Так вот, упросить родителей, приобрести такого рода забаву сложно. Но, мальчику очень хочется, ведь в компании друзей - обладатель лазера так ценится!
3. Дети могут ничего не покупать, а деньги отдавать посторонним. Этот вариант является самым печальным, поскольку посмотрев наше "доброе" телевидение, школьники играют в опасные игры: подавление сильными слабых, дань и "крышу" (увы, ту самую, бандитскую). Проанализируйте поведение ребенка, присмотритесь к его жизни более внимательно. Не требует ли кто-то с вашего ребенка денег, возможно, за так называемую «охрану».
4. Никуда не девают украденное, никому не отдают. Это может означать патологию. При этом, если имеется в виду вариант: я спрячу и посмотрю, как вы все забегаете – это еще полбеды. Но если ребенок испытывает удовольствие не от вашего "бегания", а от самого процесса кражи, то, это могут быть первые признаки клептомании. Но помните, что в этом случае лучше обратиться к доктору.
Если вы обнаружили и узнали, что ваш ребенок украл деньги, поинтересуйтесь, на что потрачены украденные суммы. Бывает в ответе, кроется разгадка странного поведения вашего чада.
Что провоцирует?
Говоря о деньгах, то их воровство довольно просто пресечь одним мероприятием - деньги просто должны находиться в недоступном для ребенка месте. Ведь разбрасывание денег по различным местам квартиры даже в случае, если их при этом пересчитывать, не воспитывает силу воли, а наоборот. Конечно, трудно найти по-настоящему недоступное для ребенка место. Хотя более половины родителей ограничиваются только этой мерой и с большим успехом. Иногда, могут начаться проблемы с вещами. В таком случае, необходимо определится с личными вещами. Бывает, дети даже в самых обеспеченных семьях не имеют личных вещей, они не имеют возможности ими свободно пользоваться, распоряжаться: в том числе дарить, портить и уничтожать. Поэтому они не отвечают за них. Такие дети легко относятся к школьному воровству, ведь зачем сильно переживать по поводу пропаж и чужих вещей, даже если они принадлежат твоим родителям.
Что поддерживает?
Негативное внимание и отсутствие денег. Люди обычно обладают потребностью в стимуляции в физической, эмоциональной и интеллектуальной форме. Детям не важно, позитивным или негативным будет внимание родителей или других значимых фигур. Ведь то, что на тебя обратили внимание - это все же лучше, одиночества. В таком случае, игнорирование ребенка может быть даже лучше. Помимо этого, наличие собственных карманных денег воспринимается детьми, как поле ответственности. Поэтому из значительных сумм, которые вы тратите на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это приводит к экономии и дает дополнительный рычаг влияния.
Что делать, если это продолжается?
Факт кражи денег вашим ребенком, еще не означает, что он законченный негодяй. Возможно, он купил на них самое необходимое - ДРУЗЕЙ И ХОРОШЕЕ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЕ. Но все же нужно разобраться, почему он это сделал.
Что делать с маленьким воришкой?
Запомните, в этих случаях - никаких истерик и нравоучений. Украденные ребенком деньги из дома, еще не говорят его криминальном будущем. Не стоит также делать вид, что ничего не произошло. Тайна - соблазн сладкий. Обязательно поинтересуйтесь, зачем были нужны деньги. Если не желает отвечать, это означает, что контакт потерян, и его пора восстанавливать.
Если же ребенок честно сознается, есть повод радоваться. Нужно мягко заметить, что, вам понятны потребности ребенка, но было бы гораздо лучше, если б он просто попросил денег у вас. Основная линия поведения должна стоиться на том, что ничего ужасного не произошло, все хорошо, но если бы ты сказал мне, было бы еще лучше. Присмотритесь к жизни своего ребенка - что с ним происходит. Пообщайтесь о том, как он вообще живет, и с кем дружит, что его беспокоит, и кто его не понимает, обижает и так далее. Нужно найти причину!
Безусловно, детское воровство - явление неприятное. Но при этом, оно вряд ли смертельно. Многие из вполне благополучных сегодня взрослых наверняка вспомнят хотя бы один подобный эпизод из собственного детства. Скорее всего, и вы тоже...
Мнение психологов
Причины детского воровства в разных случаях – разные. Однако первопричиной всегда бывает неблагополучие в семье.
Дети воруют чтобы:
1. Обратить на себя внимание занятых родителей.
2. Самоутвердиться и приобрести власть над сверстниками.
3. Удовлетворить свои интересы, если они бедны.
4. Воровство, как психологическая разгрузка.
Что делать, если...
Если ребенку хотя бы раз удалось присвоить чужое безнаказанно, а также воспользоваться им в свое удовольствие, это серьезно нарушит процесс нравственного формирования личности. С новой силой станет возникать соблазн повторить удавшийся опыт, причем возникать он будет каждый раз, когда в поле зрения попадет нечто соблазнительное. К увещеваниям же старших, наступит своеобразная глухота, то есть ребенок будет думать: «Ну и пусть говорят, что чужое брать нельзя! Ведь однажды удалось — значит можно». Пресечь эту тенденцию нужно в зародыше. Не дожидайтесь, когда такая неприятность произойдет. Совсем маленький ребенок находится под практически неусыпным надзором старших. Старшим и надо проследить, чтобы возникающее побуждение «позаимствовать без возврата» не воплощалось в реальное действие. Если вы увидели, что ваш ребенок, взял вещь, которая ему не принадлежит и думает о том, вернуть ее или нет, надо однозначно указать ему на единственно возможный вариант поведения. А далее, если малыш принесет с прогулки или из детского сада новое «приобретение», обязательно поинтересуйтесь его источником.
Если ваши подозрения справедливы, ответ, как правило, бывает самый незамысловатый: «Нашел». Выдвинутую версию не обязательно подвергать сомнению, но ее невинность в глазах ребенка нужно развенчать. «Эта игрушка не твоя, значит, брать ее было нельзя. Кто-то потерял ее, а теперь расстроился и ищет. Давай положим на то место, где ты нашел ее». Самым главным в этом является то, чтобы ребенок осознал: такой поступок родители обязательно осудят, и воспользоваться «приобретением» не удастся. Если ребенок будет знать, что присвоенная чужая вещь все равно будет возвращена владельцу, он удержится от бесполезного действия. Если же внутренние тормоза не удалось сформировать в дошкольном детстве, впоследствии решить эту задачу намного сложнее, поскольку дети старшего возраста, способны на более продуманные и хитрые шаги. Поэтому, мелкое воровство, вошедшее у ребенка в привычку, действительно может повлечь печальные последствия. Ребенок с помощью родителей должен с малых лет усвоить важный моральный запрет.
Когда у ребенка еще недостает сил на запрет, роль «ограничителя» берет на себя взрослый, пресекая извне любые попытки недостойного поведения. Спустя годы, ребенок станет способен принять эту роль на себя, надо ему лишь помочь.