Как поддержать ребенка в общении

К сожалению, очень часто родители не слушают, а иногда и не слышат своих детей! А практика также показывает, что родители плохо разбираются в том, что в той или иной ситуации чувствует их ребенок. Для тех, у кого «нет времени читать литературу по воспитанию детей», «нет возможности ходить на тренинги», «нет навыков воспитания – свои родители были плохими и безграмотными», «нет возможности ходить на консультации к психологам», мы предлагаем следующую тренировочную работу. Если вы имеете лишь сильное желание освоить навыки активного слушания, необходимо набраться терпения.

  1. В первую очередь необходимо занять правильное положение по отношению к ребенку, это значит, что ваши глаза должны находиться на одном уровне, поэтому лучше присесть;
  2. Повторять услышанное от ребенка. Поскольку повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять информацию, которую он до вас пытается донести. Это может быть рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах;
  3. Необходимо делать между фразами паузы. Поскольку паузы помогают ребенку выплеснуть свои переживания и одновременно почувствовать, что рядом с ним находится понимающий их взрослый, добрый и безопасный человек;
  4. Определяйте чувства. Можете назвать чувство, которое ребенок пытается выразить своим рассказом. Как показывает практика, это самое сложное! Поскольку многим взрослым тяжело идентифицировать чувства, называть их, и главное – понимать то, что чувствует другой человек;
  5. Называйте чувства в утвердительной форме. А интонация фразы должна выражать сочувствие;

Нужно понять, что же чувствуют дети? Для этого нужно провести над собой эксперимент. Постарайтесь, не заглядывая во второй и третий пункты, самостоятельно выразить чувства ребенка в той или иной ситуации и создайте фразу активного слушания.

Ситуация. Разбил мамину любимую салатницу, нечаянно.
Чувство ребенка. Страх
Фраза активного слушания. Ты испугался, малыш...

Ситуация. Будучи в гостях взял из другого дома дорогие наручные часы, при этом никому не сказал и спрятал.
Чувство ребенка. Любопытство, чувство собственности
Фраза активного слушания. Тебе хотелось бы иметь такие красивые часы и при этом, чтобы они были только твои... Они у тебя обязательно будут!

Ситуация. Взял из кошелька отца 100 долларов и спрятал среди игрушек
Чувство ребенка. Чувство собственности и желание подражать отцу
Фраза активного слушания. Ты бы хотел как папа быть крутым, сильным и богатым... У тебя тоже скоро будет свой кошелек

Ситуация. Покрасил стену гуашью разного цвета
Чувство ребенка. Неудовлетворенный творческий порыв и желание привлечь внимание
Фраза активного слушания. Ты хотел бы сделать что-то интересное, порисовать, а давай мы вместе порисуем на большом ватмане!

Ситуация. Сильно ущипнул братика
Чувство ребенка. Злость и ревность
Фраза активного слушания. Ты тоже хочешь обниматься... и чтобы тебя поцеловали и погладили по спинке... Я тебя люблю.

Ситуация.  Гоняется по квартире за кошкой и визжит 
Чувство ребенка. Восторг, радость
Фраза активного слушания.   Как здорово ты бегаешь, аж дух захватывает, да?

Ситуация. Описался в кресле у стоматолога
Чувство ребенка. Испуг, страх, тревога
Фраза активного слушания. Ты испугался, малыш...

Ситуация. Укусил мальчика, когда тот отобрал его машинку
Чувство ребенка. Обида, чувство защиты своей собственности
Фраза активного слушания. Ты наверное обиделся и разозлился, когда он у тебя отобрал машинку...

Ситуация. Стал свидетелем семейного скандала, или же присутствует при ссоре мамы и папы.
Чувство ребенка. Страх, чувство вины за происходящее, наверное, я виноват, в том, что они ссорятся…
Фраза активного слушания. Ты испугался, малыш... и ты наверное думаешь, что мы из-за тебя поругались...

Ситуация. Заказав Деду Морозу через письмо еще летом красную машинку, а под елкой находит другую, желтую.
Чувство ребенка. Обида и глубокое разочарование
Фраза активного слушания. Ты хотел совсем другую машинку.....ты разочарован....

Ситуация. У ребенка 6 лет умирает любимый дедушка, но при этом у него есть и мама, и папа.
Чувство ребенка. Горе
Фраза активного слушания. Да, мы потеряли любимого дедушку, малыш и это горько.....

Ситуация. Мама и папа разводятся, а старший ребенок узнал об этом от бабушки, которая сказала, чтобы он не говорил маме об этом, дабы ее не расстраивать – у нее и так много переживаний.
Чувство ребенка. Страх, чувство вины, долга, а также гиперответственности за маму и тайну развода.
Фраза активного слушания. Ты думаешь, что из-за тебя разводятся родители и тебе страшно...

Ситуация. Мама рассказывает подругам, как ей было тяжело рожать ребенка. Ребенок при этом сидит рядом.
Чувство ребенка. Чувство вины перед мамой за причинение ей боли
Фраза активного слушания. Мне было больно тебя рожать, но ты, наверное думаешь, что ты виноват, особенно после многочисленных рассказов о родах... но это такое счастье, что ты родился и есть у меня!

Удачи вам в воспитании детей!