Чего боятся наши дети

Для начала нужно понять, как зарождается чувство страха? Страх обычно возникает в ответ на что-то действительно страшное и угрожающее. Например, в условиях города многие дети чувствуют себя одинокими, поскольку им трудно находить постоянных друзей, а также сложно самостоятельно организовывать свой досуг. Ко всему, они часто страдают от излишней опеки взрослых. Чувство беспокойства может развиваться также у детей, которые недостаточно двигаются, не участвуют в коллективных играх. А ведь игра для ребенка является для ребенка лучшим средством избавления от всех страхов. Причиной многих детских страхов может крыться в неправильном поведении матери в семье. И дети действительно страдают больше от различных страхов, когда считают главной в семье мать, а не отца. Перегрузки работающей и доминирующей в семье матери, особенно ее, нервно-психологического состояния, соответственно вызывают у детей ответные реакции беспокойства. На эмоциональном состоянии ребенка не очень хорошо отражается и стремление матери к быстрому выходу на работу, на которой сосредоточены ее основные жизненные интересы. В этом случае, матерью не всегда учитываются запросы ребенка, а также его потребность в более тесном контакте с ней.

Также, чтобы спровоцировать страх ребенка, родителям достаточно начать ссориться. Этот факт даже установлен, и именно на родительские конфликты дети чаще всего реагируют появлением страхов. Поэтому дети-дошкольники, которые росли в конфликтных семьях, чаще своих сверстников боятся животных, стихии, заболеваний, смерти, также им чаще снятся кошмары. Появление страхов зависит и от состава семьи. К примеру, больше подвержены страхам единственные дети, становящиеся эпицентром родительских забот и тревоги в семье. Немаловажную роль играет роль и возраст родителей, поскольку у родителей молодых, а также эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлению беспокойства и тревоги, у “пожилых” же  родителей, особенно после 35 лет, - дети более тревожны и беспокойны.

Еще одной причиной возникновения страхов у ребенка может быть эмоциональный стресс, полученный мамой еще во время беременности, а также конфликтная обстановка в семье в этот период ее жизни. Часто задаваемые психологам вопросы касаются возможности передачи по наследству тех или иных конкретных страхов.  По наследству могут передаваться не страхи, а типологические особенности высшей нервной деятельности, а также общий тип реагирования на окружающий мир.

Итак, чего же могут бояться наши дети?
Зависит это от возраста. Например, у детей в возрасте до 7 лет, преобладают так называемые природные страхи, которые основаны на инстинкте самосохранения. А в 7–10 лет наступает уравновешивание между природными и социальными страхами (одиночества, наказания, опоздания). Страхи младших школьников, в основном лежит в области учебной деятельности: «боязнь быть не тем», либо страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, страх перед конфликтом со сверстниками. Школьные страхи способны не только лишить ребёнка психологического комфорта, радости обучения, но и могут способствовать развитию детских неврозов.

Поскольку каждому периоду жизни соответствуют определенные страхи, их можно сгруппировать следующим образом:

Первый год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты, является основным в этом возрасте
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи

От 3 до 5 лет

  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей, поскольку в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми

От 5 до 7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью

От 7 до 11 лет

  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки

От 10 до 16 лет

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Родительская помощь в преодолении страхов у детей
Родители должны знать и понимать, что именно порождает тревогу у детей и как можно с ней справиться. Самый большой страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Запрещено угрожать ребенку, тем,  что родители бросят его. Нельзя говорить ни в шутку, ни серьезно, что его оставят. Иногда на улице либо в магазине можно услышать, как мама зовет своего непослушного сына: “Иди быстрей, или оставлю тебя здесь!” Эти слова спровоцируют яркую вспышку детского страха, что тебя бросят. Но для ребенка, особенно маленького, остаться без родителей - значит оказаться совсем одному во всем мире. Лучшим выходом, если вас задерживает ребенок, будет просто решительно взять его за руку и увести с собой, но не угрожать на словах. Некоторым дети боятся быть дома одни, приходя со школы. Может проснуться даже чувство тревоги: “А если меня бросили?” Если маме нужно отлучиться, оставьте ребенку записку. А если возникают какие – либо жизненные трудности, которые могут надолго разлучить с детьми, то эта разлука должна быть тщательно подготовлена. Бывает родителям трудно сообщить ребенку, что они ложатся на операцию, или уезжают в отпуск и т. д. Боясь последствий, взрослые уходят из дома ночью, когда дети спят, или днем, когда они в школе.  При этом обычно оставляется бабушка или няня объяснять, в чем дело. Это не правильно, поскольку дети намного легче воспринимают вынужденную разлуку, если их заранее подготовить.  Объяснять же причины разлуки нужно не только на словах, но и на родном для детей языке игры, языке игрушек.

Часто родители сознательно или бессознательно пробуждают в детях чувство вины. Если ребенок нарушил правила поведения в обществе, или некий моральный запрет, нужно сделать ему выговор: он виноват. Но если ребенку делают постоянные упреки по поводу его “гадких” мыслей или отрицательных чувств, он будет ощущать большую тревогу и вину, чем нужно. Для предупреждения излишнего чувства вины, родители должны смотреть на проступки детей как на те, которые нужно просто изменить. Не нужно сердиться на ребенка, а укажите, что необходимо изменить. Детям приносит большое облегчение осознание того, что они могут мыслить и чувствовать свободно, как им вздумается, и  не бояться потерять любовь и одобрение родителей.

Примерно построить разговор с детьми можно так:

  • Ты испытываешь по этому поводу одно чувство, а я другое. Мы относимся к этому по-разному.
  • Тебе кажется, что прав ты. Я понимаю твою точку зрения, но не разделяю ее. У меня другое мнение.

Не пускайтесь в многословные и бесполезные объяснения, которые могут породить у ребенка чувство вины. Что очень характерно для современных родителей, которые думают и верят в то, что ребенку нужно все объяснять, даже если проблема сложна, а сам ребенок весьма мал. Не давая и запрещая ребенку делать то, что он по своему возрасту уже может делать и за что вполне способен нести ответственность, его реакцией на запрет неизбежно станет досада и злость. А злость может привести к мысли о мести, которая влечет за собой появление чувства вины или боязни наказания. Результат в обоих случаях - возникновение страха. Поскольку малышам трудно сразу приобрести необходимую сноровку в житейских делах, в вязи с этим, они делают все медленно. Родители же должны терпеливо ждать, пока ребенок закончит то, что делает. Произнесите слова сочувствия, которые помогут ребенку независимо от того, справился он со своей задачей или нет. И если ребенок справился, то ему приятно, что удалось довести до конца сложную работу.  А если не смог, его утешает то, что родители сознавали всю трудность этого дела. И в том и в другом случае ребенок чувствует симпатию и поддержку родителей, а это ведет к установлению с ними лучших отношений. Даже если у ребенка ничего не получилось, он не будет считать, что не оправдал доверия родителей. Не требуйте от ребенка немедленных результатов, поскольку действенность – враг детскости. Она может обойтись ребенку слишком дорого, поскольку быстро истощит запас сил, и вредно отразится на развитии детского организма, а также может погубить заинтересованность ребенка в деле. Гонясь за действенностью и результативностью, может привести ребенка к эмоциональному истощению.

Если в семье ссорятся родители, дети начинают испытывать одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину - из-за своей реальной, либо, скорее всего, выдуманной роли в семейных неурядицах. Дети часто считают, что именно их поведение, и они сами, являются основной причиной домашних “баталий”. При этом дети не способны держать нейтралитет в этой “войне”, поэтому они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому...

Последствия могут быть весьма печальны, поскольку если мальчик сторонится отца, а девочка - матери, они лишены необходимого образца подражания. Такая реакция детей выражается в отрицании принципов поведения родителей, их устоев и черт характера.  Если же мальчик избегает матери, а девочка - отца, это может привести к враждебному отношению ко всем представителям другого пола вообще. Если родители вынуждены оспаривать друг у друга любовь ребенка, его расположение, они часто прибегают к непедагогичным средствам воздействия - к задабриванию, лести, ко лжи. В таком случае дети вырастают двуличными, чувства их становятся двойственными, не имеющими прочной опоры. Ко всему этому, необходимость защищать одного из родителей от другого, а также уметь манипулировать их чувствами и поступками по своему желанию, оставят глубокий след в душе ребенка. Такой ребенок с раннего детства он привыкает к тому, что представляет немалую ценность для своих родителей, за единоличное обладание которой они тщетно борются. Дети привыкают эксплуатировать родительские чувства, шпионить, шантажировать, сплетничать. В итоге, они начинают жить в мире, в котором честность-всего лишь досадная помеха, а искренность вовсе не в почете.

Многие современные квартиры, из-за тесных комнат и дорогой мебели, не дают ребенку возможность  развивать свою моторную активность, поскольку находясь в них, ребенок слышит один запрет за другим: не прыгать, не бегать, не затевать шумной возни. Обычно подобного рода ограничения входят в жизнь ребенка очень рано. Малышу не разрешают вставать в кроватке, ребенку чуть постарше - карабкаться по ступенькам лестницы или носиться по гостиной. Когда дети обделены возможностью скакать и прыгать, они начинают испытывать напряженность, которая накапливаясь, приводит к страху. Путь решения проблемы ясен: дать детям возможность разрядить напряжение. Им необходимо предоставить условия для подвижных игр - выделить место во дворе или специальную комнату, где "они могли бы свободно бегать и играть.

Для всех нас, трагедия смерти заключается в ее необратимости. Однако, если для взрослых смерть является загадкой, то в глазах детей она, прежде всего, окутана глубокой тайной. Поэтому ребенок, особенно маленький, не может понять, что смерть вечна, и даже его родители не могут вернуть к жизни умерших. Тщетность всех надежд ребенка перед лицом смерти - сильный удар для него. Все это может пробудить в его душе неуверенность, сомнение в своих силах и тревогу. Ребенок видит и понимает, что, несмотря на все его слезы и протесты, любимый щенок или милая его сердцу бабушка не возвращаются к нему. В связи с этим, он чувствует себя брошенным и нелюбимым. Его страх выражается в вопросе, который может быть всем нам знаком: “Папа, а ты будешь меня любить, когда умрешь?” Некоторые родители естественно стараются защитить ребенка от боли и горя, которая может последовать за вестью о смерти. Поэтому если умирает любимая рыбка или черепаха, они тут же покупают новую, и при этом надеются, что ребенок не заметит подмены. А если умирает кошка или собака, родители спешат купить горюющему сыну другую – красивее и дороже. Но какие выводы может сделать из этого ребенок? Он подумает, что потеря любимого тобою существа - невелика потеря и что любовь недолговечна, а верность любви ничего не стоит. Поэтому нельзя лишать ребенка права на страдание и на скорбь. Возможно, он и должен почувствовать горе.

Несколько полезных советов, помогут снизить риск развития страхов или тревожности у вашего ребенка:
  1. Период беременности — не является лучшим временем для решения вопроса о целесообразности рождения ребенка, для сдачи экзаменов, защиты дипломных работ, диссертаций и прочих стрессовых ситуаций. Не лучшее это время и для выяснения отношений.
  2. Поставьте себя как маму на первое место, то есть выше чем, женщину - руководящего работника, или деловую женщину. На работе вы можете быть строгой, решительной и принципиальной, но дома будьте — нежной, любящей, непосредственной, заботливой и внимательной.
  3. Ребенок не должен чувствовать себя ни “Золушкой”, ни “Кумиром семьи”, выберите нечто среднее.
  4. Разрешайте ребенку как можно больше мастерить, гулять, бегать, чаще приглашайте в гости его друзей-сверстников.
  5. Не нужно пугать ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Поскольку ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
  6. Находите больше времени для рисования.
  7. Играйте всей семьей.
  8. Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не нужно сравнивать его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
  9. Любите своего ребенка. Помните, что телесный контакт с ребенком очень важен.
  10. Сделайте вашего ребенка равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
  11. Будьте своему ребенку настоящим другом!

К счастью, большинство детских страхов обусловлены возрастными особенностями и со временем проходят, но в силах родителей, сделать так, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.