Подготовка к вступительному собеседованию первоклассника

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является поступление в первый класс. С этим трудно поспорить, ведь начало школьного обучения меняет весь образ жизни ребенка кардинальным образом. Для дошкольника обычно свойственны беспечность, беззаботность, погружённость в игру, и все это жизнь меняет на погруженность в мир, наполненный множеством требований, обязанностей и ограничений. Настало время, когда ребенок должен каждый день ходить в школу, при этом систематически и напряжённо трудиться, при этом соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам, правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе. А вот каковы будут успехи и адаптация вашего первоклассника в целом, зависит во многом от степени подготовленности ребенка к школе. Эта подготовка включает в себя знания и умения, психологическое и речевое развитие, уровень воспитанности и состояние физического здоровья. Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе, не обеспечивает появления этих важных качеств. Эти качества нуждаются в развитии перед тем, как ребенку пора уже поступать в 1 класс.

В наши дни, во многих школах, распространена практика приема детей в первый класс на основании собеседования. При этом при поступлении в школу, с будущим первоклассником работают педагог, психолог и логопед. Специалисты во время собеседования выясняют умение ребёнка составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы и решать простейшие задачи.  Также проверяются навыки устного счета, и анализируется речь ребенка. Изучается, насколько хорошо ребенок умеет подбирать нужные слова, какой у него уровень словарного запаса, и умеет ли будущий первоклассник четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

Также приемная комиссия проверяет способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, при этом, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверяется фонематический слух ребенка и логичность его рассуждений. Дети выполняют некоторые практические действия, а преподаватели обращают внимание на сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Оценивая общее развитие, также выявляется уровень начальных знаний детей по основным школьным дисциплинам, которые были получены в дошкольном учреждении или в развивающем центре: знание цифр и букв, умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами. Есть очень много разнообразных методик, которые позволяют проверить готовность ребенка к школьному обучению. Но по каким бы методикам вы ни готовились, и какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее, не нужно тренировать ребенка перед собеседованием, и заставлять его зазубривать готовые ответы, поскольку это повышает тревожность ребенка. Учитель же или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил ответы на вопросы.

Подготовка к школе является кропотливым трудом, а хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Воспитание – очень сложное дело, и в нем ничего нельзя добиться одноразовым усилием. А обеспечить высокие результаты сможет только постоянная и планомерная работа. А набор знаний, умений и навыков, которыми владеет ваш ребенок, будет основной базой для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться. Как правило, требования по готовности ребенка к началу школьного обучения, сводится  к прохождению небольшого теста для родителей. Этот тест поможет вам, уважаемые родители увидеть и определить, на что ещё вам, нужно обратить внимание, чтобы подготовить успешного первоклассника к школе.

Тест для родителей будущего первоклассника

При ответе «да», отмечайте его одним баллом.

1. По вашему мнению, ваш ребенок хочет идти в первый класс?
2. Считает ли ребенок, что в школе он узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш ребенок на протяжении некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом, например, рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.?
4. Считаете ли вы, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. По силам ли вашему ребенку связно описать картинку и составить по ней рассказ, хотя бы из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. По силам ли вашему ребенку назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Готов ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Умеет ли ребенок считать до десяти в прямом и обратном порядке?
10. По силам ли ребенку прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать самые простые элементы в тетради в клетку, или же аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно работать с ножницами и клеем, к примеру, может ли делать аппликации из бумаги?
14. Сможет ли ваш ребенок из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знаком ли ребенок с названиями диких и домашних животных?
16. Имеет ли ребенок навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши, или же одним словом «мебель» стол и стулья?
17. Нравится ли вашему ребенку самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
18. Посещал ли ваш ребенок какое-либо дошкольное учреждение или развивающий дошкольный центр?

Если вы получили утвердительный ответ на 15 и более вопросов, значит, Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы не зря с ним занимались, и далее, если у него и возникнут трудности при обучении, то с вашей помощью он сможет с ними справиться.

Если по вашему мнению, ваш ребенок может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то это значит, что вы на верном пути. Он очень многому научился за время занятий с вами и многое узнал. Вопросы же, на которые вы ответили отрицательно, укажут  на то, на какие моменты необходимо обратить внимание, и в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

Но если количество утвердительных ответов 9 или меньше, это означает, что вам нужно больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. К сожалению, он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому вашей задачей является систематически заниматься с малышом, и тренироваться в выполнении различных упражнений.