Дети в социальных сетях

Интернет, настолько прочно вошедший в нашу повседневную жизнь, не дает уже возможности представить нас вне этих сетей. Наши же дети, вопреки всем запретам и ограничениям, взрослеют в виртуальном пространстве. Поэтому в последнее время уже глупо отрицать влияние интернета на воспитание детей. В таком случае, лучше подумать о том, как правильно использовать интернет в целях воспитания и обучения. В этой связи, родителям необходимо интересоваться, чем живут их дети в социальных сетях. Для нормальных родителей, всегда, ещё до наступления эпохи интернета, было важно знать, чем занят их ребенок в  школе, во дворе,  в компании сверстников и т.д.

Социальные сети являются тем же двором, но виртуальным. И в этом дворе может присутствовать кто угодно, поэтому вопрос «Быть ли в курсе?» даже не обсуждается. Вопрос состоит в другом, - в каком возрасте, и в каком количестве, детям необходимо наше присутствие рядом с ними в социальных сетях. И с этим, пожалуй, стоит разобраться подробно. Очень важным фактором становления личности является социализация, то есть формирование социальных контактов ребенка за пределами семейного пространства. В норме, процесс этот начинается с трёх лет, когда ребенок идет в детский сад. Уже в детском саду он учится строить взаимоотношения с окружающими, а это является немаловажной частью подготовки его к школе. Дети, которые ограничены до школы в социальных контактах, бывают эмоционально не готовы к социальной активности в период школьного обучения. С трех до шести лет, в дошкольном возрасте, родители всегда должны быть в курсе, что происходит с ребенком в социуме, поскольку в этот период ребенок усваивает социальные нормы, то есть понимает, что такое хорошо и что такое плохо, что можно делать, а чего делать нельзя. Пребывание ребенка в социальных сетях в этом возрасте вызывает, скорее всего, недоумение, но если это случилось, родители должны быть обязательно рядом.

Взрослея, ребенок получает все больше самостоятельности и ответственности. Но это не означает, что мы всё должны пустить на самотёк. Ведь интересы детей от семи до двенадцати лет полезно вовремя направлять в нужную сторону, а также корректировать его понятия о нравственности, сексуальности, мужественности, женственности, которые только ещё начинают формироваться в этом возрасте. В этом возрасте, дети очень нуждаются в советах взрослых, часто сами просят помощи, задавая вопросы на разные темы, тем более, что в социальных сетях любая информация доступна детям в неограниченных количествах. Но если в этом возрасте родители никак не участвуют в процессах формирования нравственности, к подростковому возрасту бывает поздно объяснять ребенку, что прилично, а что не прилично. До двенадцати-пятнадцати лет, с ребенком нужно активно обсуждать все, что он комментирует, что выкладывает в сети, для чего он это делает, и чего тем самым он хочет добиться. Эти вопросы являются ключевыми и поэтому помогают ребенку действовать осмысленно и целенаправленно. Например, в передаче «Пусть говорят» недавно был сюжет, в котором два подростка сняли видео, на котором они убивают собаку, а также выложили его в интернет. Но на самом деле они только нашли труп собаки и решили сыграть роль убийц. Когда им задали простой вопрос, о цели их действия, они давали довольно странный ответ: «Просто так, ради шутки». А вот когда они поняли, что им грозит реальный срок в колонии для несовершеннолетних, они начали возмущаться: «Мы ведь ничего не делали, собака уже была мёртвая». Однако, если бы этих подростков, в свое время кто-нибудь из родителей учил и направлял, а также контролировал их общение с интернетом, им бы и в голову не пришло таким заниматься.

Существует еще один немаловажный фактор, играющий важную роль  в формировании личности подростка в возрасте от тринадцати до восемнадцати лет – это  границы личного пространства. На это стоит обратить особое внимание, поскольку границы личности иногда отсутствуют вовсе, или размыты у людей, склонных к зависимому поведению. Мало того, профилактикой всех форм зависимости является формирование личных границ и личного пространства подростка. На этом моменте, хочется сделать особый акцент, поскольку и наркотическая и алкогольная зависимости, формируется именно в этот период и всё зависит от того, насколько независимой, а значит самостоятельной и ответственной становится личность. Родители должны понимать, что формирование личных границ ребенка может выглядеть, как отказ следовать их советам. Подросток просто озвучивает: «я сам знаю», «не нужно мне указывать», «это моё личное дело», «спасибо, все свободны» и так далее. Как бы нам это ни не нравилось, с этим стоит считаться, поскольку без личных границ невозможно сформировать целостной личности и чёткого представления о себе.

Подростковый период является самым чувствительным к внешним воздействиям, как учителей, так и родителей и сверстников. В этом случае просто необходимо быть гибкими, дабы не нарушить, и не сломать своим давлением, но также и не упустить возможных деструктивных влияний (сект, маньяков, наркоманов, экстремистов). В такой момент социальная сеть может оказать огромную помощь в получении информации о контактах пока ещё неокрепшей личности. Но подростка в этот период нужно уметь держать под контролем, и в то же время не вмешиваться, не давить, а просто быть в курсе  происходящего. Также подросток должен понимать, что родители являются для него поддержкой в любой ситуации, поэтому детям периодически нужно говорить: «Я всегда готов тебе помочь. В любой ситуации ты можешь на меня рассчитывать». Такие слова придадут подростку уверенности в себе, а также чувство защищённости. Но запреты родителей пользоваться интернетом, а также попытки удалить нежелательные контакты или комментарии  могут только навредить, если это происходит без объяснений и в категоричной форме. Дети чаще всего становятся недоступными для взрослых, а также начинают скрывать от них всю информацию, которая вызывает у родителей бурю негодования. Причем это касается не только социальных сетей. Относительно совершеннолетних людей, в возрасте от восемнадцати лет и старше, если родители считают, что их нужно контролировать, это может означать, что они сомневаются в их полноценности, или, на бессознательном уровне, делают детей эмоционально зависимыми от своего мнения. Это означает, что они просто не позволяют детям иметь личное пространство, взрослеть и быть личностью.

По сути, социальные сети расширяют возможности родителей получать информацию о своих детях, которая помогает вовремя откликнуться на тревожный сигнал. Используя грамотно и в меру необходимости эту информацию, социальные сети могут быть отличными помощниками в воспитании детей, а также в формировании их личности и обеспечении  безопасности.