Кто виноват и что делать ?
Агрессия может быть спровоцирована множеством причин, но основная причина – это неудовлетворенность базовых потребностей. К примеру, в мире животных агрессия может быть связана с самозащитой либо добычей пищи. В мире же людей, она связана с удовлетворенностью базовых потребностей, а именно потребностей в любви и безопасности. Эта ситуация еще больше усложняется в мире маленьких людей, в котором присутствует их зависимое положение. Очень часто от родителей поступают жалобы на детскую капризность, которая, к то же перерастает в агрессивные выпады. Но объяснение этому тоже есть: капризничая, ребенок «прощупывает» границу дозволенного, а также проверяет родных на прочность. Ведь функцией родителей является научить ребенка взаимодействовать с миром, а также испытать свои возможности, изучить себя и свои способности. Но кто-то из родителей, в основном эту функцию выполняет отец, должен иногда, прикрикнуть, и объяснить, почему нельзя поступать, так или иначе. Таким образом, отец продемонстрирует ребенку, что мир не всегда добр и что люди не будут служить его первым прихотям. С миром и людьми вокруг нужно учиться взаимодействовать, поскольку в обществе есть нормы общения и поведения, а также правила общения с взрослыми и ровесниками. В будущем, это убережет вашего ребенка от глубоких разочарований во взрослом возрасте, вас – от изматывающих ссор и выяснений отношений, а людей, которые будут окружать его в дальнейшем – от необъяснимых требований и бескомпромиссных решений. Но в случае, если вы все расширяете и расширяете границы дозволенного, ребенком может овладеть страх за собственную безопасность: «родители, не способные выставить личностную дистанцию, неспособны меня контролировать, не смогут меня защитить и научить взаимодействовать с миром». В эти моменты ребенок не дает себе отчета в происходящем, его просто одолевают эмоции. Агрессию же вызывает не сам факт неудовлетворенности, а неспособность это выразить и отсутствие веры в то, что будешь услышан. Создается впечатление, что ребенок хочет чего-то, но сказать или объяснить не может, или боится быть отвергнутым. Поэтому очень важно, чтобы у семьи был хотя бы час каждый вечер и один выходной в неделю для совместного времяпровождения. При этом вы можете даже заниматься разными делами, но при этом находиться все в одной комнате. Ведь нашим детям всегда хочется поделиться чем-то важным с нами, а также услышать о наших победах и заботах. К примеру, семьи, где важные вопросы решаются на семейном совете и решения согласовываются даже с детьми, живут с детьми очень хорошо и слажено.
Еще одной причиной проявления агрессии является воспитание и копирование поведения кого-то из членов семьи. Если в семье агрессивное поведение считается нормой общения, не нужно винить ребенка – он всего лишь показывает то, что наблюдает. Третьей причиной проявления агрессии является протест. Наблюдается она в семьях, где слово радикально расходится с делом. В таких семьях родители позволяют себе обсуждать взрослых при детях, унижать друг друга, и в это время, от самих же детей требуется прилежное и уважительное поведение. Ребенок обязательно заметит такое противоречие и начнет протестовать: «либо сами выполняйте свои правила, либо от меня не требуйте». В общении с детьми есть основное правило: дети учатся не на словах, а на действиях. Если вы хотите изменить поведение ребенка - измените свое отношение к нему и к людям. Агрессия является индикатором взаимоотношений в семье. Если родители слишком заняты выяснением отношений или же вовлечены во внешний мир, ребенок остается «за кадром», поэтому он пытается привлечь к себе внимание, а также отвлечь маму с папой друг от друга. Выражается это в различных нарушениях поведения: кражах, побегах из дома, повышенной тревоге, агрессии, вплоть до заболеваний. К сожалению, эта тактика поведения оказывается неконструктивной при серьезном разладе в семье, поскольку становится дополнительным фактором взаимных обвинений, дескать «и ребенка ты не умеешь воспитывать». В таком случае ребенок остается «ни с чем» и агрессия может либо возрасти, либо изменить вектор и превратиться в агрессию на самого себя, или в чувство вины.
Агрессия может стать симптомом усталости, особенно это касается гиперактивных и сверхчувствительных детей (с так называемым астеническим строением тела: худые, бледные, склонные к простудам и частой утомляемости). В таких случаях агрессивность проявляется вечером или после пережитого стресса, которым может стать контрольная, соревнование или ссора. Но ребенку обязательно нужно выражать свою агрессию, ведь гораздо хуже, если он чересчур покладист или пассивен.
Подводя итог, можно сказать, что в случае агрессивного поведения ребенка, задачей родителей является принимать эмоции ребенка и вместе с ним искать причину, а также находить выход из ситуации.