Гиперактивный ребенок – какой он?

Гиперактивность характеризует особенности нервной системы, при которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Чаще всего, этот диагноз ставится мальчикам. У этих детей присутствует определенный комплекс нарушений в развитии, потому, что они внутриутробно или же на первых минутах жизни, получили некоторые очень вредоносные влияния, и именно они сказываются на работе самых древних, подкорковых, структур мозга. Эти самые структуры мозга ответственны за  «запускание» развития мозга в целом, а соответственно, и все обеспечение психической деятельности ребенка. Как следствие формируется дисгенетический синдром, предполагающий искажение, деформацию развития практически всех психических процессов: движения, восприятия, памяти, речи, мышления, саморегуляции.

Если взглянуть на нашу современную жизнь, то можно констатировать, что современная жизнь очень сильно ускорилась. Поэтому, очень часто, будущая мама просто не может спокойно заниматься своей беременностью столько, сколько бы ей хотелось. Но, активность современной женщины, ее работа в период вынашивания ребенка, а также решение проблем, которые не связанны напрямую с будущим материнством, в том числе и материнское беспокойство, неуверенность в завтрашнем дне и страхи, никак не могут не сказываться на плоде. В жизни семьи наступает такой момент, когда родители начинают проявлять обеспокоенность, поведением ребенка, считая это проявлениями гиперактивности. Однако если ваш ребенок очень активен, любит бегать, резвиться, в общем, полон энергии, а иногда своим упрямством, непослушанием и невнимательностью доводит вас до «истерики», – это вовсе еще не значит, что он гиперактивен. И если ребенок с большим трудом переносит длительные поездки или же не хочет стоять спокойно в очереди - это нормально. Поэтому, не нужно любого активного ребенка относить к категории гиперактивных. Ведь активность является одним из признаков здорового ребенка. Главное здесь, отличить активность от гиперактивности.

Существует несколько признаков наличия синдрома гиперактивности:

  • если ребенок, даже окончательно выбившись из сил, все же продолжает двигаться, а когда на это у него уже не хватает сил, то начинает плакать и капризничать;
  • когда ребенок задает много вопросов, однако, не выслушав ответа, отвлекается на что-то совершенно другое;
  • малыш везде ведет себя активно - дома, в гостях, на прогулке, в школе, в детском саду и т.д.;
  • для ребенка не существует запретов и ограничений, поскольку он их не воспринимает;
  • ребенку трудно на чем-либо сосредоточиться, причем, вне зависимости от того, что это - уроки, мультики или какая-то игра. Ему довольно трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном, поэтому он занимается всем и сразу;

Гиперактиность ребенка зачастую вызывает раздражение у взрослых, но знайте, что и самому малышу она доставляет немало проблем.

Гиперактивный ребенок сталкивается с такими трудностями, как:

  • эмоциональная нестабильность. Когда он легко может переходить от слез к смеху и наоборот, этим он может напугать окружающих;
  • повышенная активность такого ребенка приводит к раздражению со стороны взрослых и других детей;
  • ему трудно сконцентрировать внимание на одном предмете, как следствие, это приводит к плохой успеваемости в школе, например при объяснении учителем новой темы, ребенок крутится по сторонам и не слышит её;
  • у гиперактивных детей существуют трудности визуального восприятия. В связи с этим, они не могут  правильно воспринимать смысл символа и печатного материала. В такой момент мозг не может обрабатывать поступающие сигналы, и ребенок видит информацию в искаженном или же перевернутом виде;

С  гиперактивным ребенком, необходимо как можно раньше начать заниматься, только тогда быстрее появится положительный результат. И не отчаивайтесь,  даже если родители заметили это поздно, это вовсе не означает, что ситуация безнадежна. К тому же, чаще всего гиперактивность проходит в период 12-18 лет и из когда-то гиперактивного ребенка может вырасти спокойный юноша или девушка.

Как родители могут помочь своему малышу:

  • с таким ребенком говорите всегда медленно и спокойным голосом;
  • составляйте режим дня вместе с ребенком, а также следите за его четким соблюдением;

Все должно быть распределено по времени - завтрак, обед, ужин, игры, прогулки, сон. Таким образом, ребенок будет чувствовать большую стабильность и будет спокойнее себя вести, а это, несомненно, пойдет на пользу его нервной системе.

  • не ругаться и не паникуйте, не срывайтесь на ребенке;
  • чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее, необходимо дома создать уютную обстановку;
  • рабочий стол ребенка, нужно поставить так, чтобы он видел перед собой гладкую пустую стену, на которой нет посторонних картинок, способных отвлечь его. Для обоев детской комнаты, подберите спокойные тона;
  • эмоциональные нагрузки для ребенка дозируйте;
  • в случае возникновения у ребенка эмоционального взрыва - постарайтесь отвлечь его внимание и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию, при этом, не показывая своих страхов и раздражения;
  • ежедневно гуляйте подолгу с ребенком;
  • как можно реже посещайте места, где много незнакомых людей;
  • поскольку запреты обычно не воспринимаются такими детьми, то лучше убрать с зоны его досягаемости все вещи, которые вы не хотите, чтобы он трогал;
  • необходимо записать ребенка в бассейн или какую-нибудь спортивную секцию, что даст дополнительную возможность выхода энергии и эмоций;
  • играйте с ним в игры, которые развивают внимание, а также снимают мышечное и эмоциональное напряжение, развивают навыки волевой регуляции, и способствуют закреплению умения общаться;

Это могут быть такие игры, как например - «Лови – не лови» - игра на внимание: Игра эта похожа на всем известную с детства игру «Съедобное – несъедобное». Отличие же отличие заключается в том, что условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом туре игры. Например, сначала вы договариваетесь с ребенком, что он ловит мяч, если ведущий бросает мяч, произнося слово, относящееся к животным. А если слово не относится к категории «животные», то ребенок отбивает мяч. Следующие же туры могут называться, например, «дерево - не дерево», «растение- не растение», «имя- не имя» и т.д.

«Солдат и тряпичная кукла» - игра на снятие мышечного и эмоционального напряжения: Чтобы ребенка научить расслабляться, необходимо обучить его чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Эта игра поможет сделать это в игровой форме. Сначала предлагаете ребенку представить, что он солдат. Для этого нужно вспомнить вместе с ребенком, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Попросите игрока изобразить такого военного, при произнесении вами слова "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". При выполнении такой команды, ребенок должен максимально расслабиться, и слегка наклониться вперед так, чтобы его руки болтались, как - будто они сделаны из ткани и ваты. Потренируйтесь и помогите ребенку представить, что все его тело мягкое и податливое. После этого, игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчиваются  такие игры на стадии расслабления, тогда, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

«Замри» - игра на развитие навыков волевой регуляции: Для этой игры, нужно включить какую-нибудь танцевальную музыку, и пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Однако, как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Играя в эту игру, ребенок должен быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя при этом свои действия.

«Разговор через стекло»  - игра на развитие коммуникативных навыков: Просто помогите ребенку представить, что он находится дома. При этом окна дома плотно закрыты, и звук сквозь них не проникает. Затем, пусть представит, что видит на улице своего друга, и тот что-то пытается ему передать, отчаянно жестикулируя. А ребенок пусть постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Можно использовать при этом не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Если же ребенок не может догадаться, что вы показываете - пусть пожмет плечами. В таком случае, попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у него готов какой-то ответ, в данной игре его можно произнести вслух. И если ребенок, верно, отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, которые пытаются что-то вам поведать с улицы, тоже могут меняться: представьте там бабушку, соседку, учительницу и пр. Учитывайте, что работу с гиперактивным ребенком лучше начинать с тренировки только одной функции, причем, индивидуально, и только после длительной работы постепенно вводить его в групповые игры. Чтобы у ребенка не возникало переутомления и перевозбуждения, переключайте ребенка на другие виды игр не слишком часто. Помните также, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Малышу сложно контролировать себя, поэтому он нуждается во внешнем контроле. Важно также быть последовательными при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя".

Не ожидайте всего и сразу. Ведь добиться положительных результатов с таким ребенком, можно только путем довольно продолжительной регулярной работы. Запаситесь терпением, и помните о том, что если вы сделали замечание ребенку, то все его усилия переключаются с задания на контроль своих действий.