Похвала является довольно субъективной вещью, ведь она для ребенка несет и заряд негатива. Ребенок слышит для себя вместе со словами похвалы скрытую угрозу, которая заключается в том, что если бы он не сделал этого поступка, за который его хвалят, то, мог бы получить какое – то наказание или был бы отнесен в разряд плохих. Психологически, похвала заставляет и родителя, и ребенка отождествлять ребенка с его поступком. Таким образом, становится не ребенок хороший, а ребенок хорош только потому, что совершил хороший поступок, но если бы не совершил, то и не был бы хорошим. Соответственно, если ребенок совершает плохой поступок, то это уже означает, что ребенок – плохой. Поэтому очень важно, для родителей отделять ребенка от его поступков и действий. Если ребенок совершает некрасивый поступок или провинился, ему нужно сказать – ты хороший, но совершил нехороший поступок. Не допускайте, чтобы ребенок отождествлял себя со своими действиями, потому, что в противном случае у него не будет сил и мотивации учиться на ошибках, а также стремиться к самосовершенствованию.
Помимо этого, тот, кто хвалит, тем самым, волей или неволей, демонстрирует свое превосходство, свое более высокое положение, а также дистанцию между ним и тем, кого он хвалит. Наши дети нуждаются в поддержке в виде признания их действий, но без вынесения всяких субъективных оценок. Такую поддержку нужно делать от души и с любовью. Дети должны понимать, что их усилия заметили и отметили, а также признали в них личность. Признание от похвалы отличается тем, что в признании вместо глагола, который означает действие ребенка, вы говорите о своих чувствах, о том, как вы рады, благодарны, тронуты, счастливы.
Приведем примеры похвалы и признания
- Пример похвалы: «Спасибо, что помог убрать комнату» (а вот если бы не помог, ты был бы «плохим мальчиком»);
- Пример признания: «Спасибо за уборку, я очень тебе благодарна». При этом акцент делается на неоспоримый факт (уборка), а не на субъективные оценки и действие, но при этом вы даете ребенку обратную связь, что признаете его поступок;
Само по себе, признание ценно еще и тем, что вы, признавая действия ребенка, помогаете ему почувствовать свою уникальность и ценность без привязки к мнению и ожиданию других людей. «В заключение нечто вроде премии терпеливому читателю – краткий пушкинский курс педагогики. Куда короче – в шести строках! Наука искусства воспитания для очень занятых людей. Однажды А.С. Пушкин записал в альбом семилетнего мальчика шутливые стихи, Павлуши Вяземского. Пушкин был верен себе в каждой строчке и в каждой шутке, и даже экспромты его гораздо содержательнее, чем кажутся с виду. Вот случай убедиться в этом: переведем веселые строчки на язык педагогических законов.
Пушкин написал:
Кн. П.П. Вяземскому
Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то. Кажись, это ясно. Прощай, мой прекрасный.
Здесь, в шести строчках – все искусство воспитания! Попробуем расшифровать и перевести на язык воспитания ребенка - «Душа моя Павел» – любить ребенка нужно, как душу свою, уметь выразить любовь в ласковом слове, и в ласковой интонации. «Павел», «Княязю П.П. Вяземскому» – обращаться с ребенком нужно как с равным, как со взрослым, при этом невзначай подчеркивая, что он уже большой – Павел! Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда «уже большие». И как бы вы ни любили ребенка, будьте с ним немножко сдержанным, особенно с мальчиком: «Душа моя», но «Павел». «Держись моих правил» – для начала нужно обзавестись, пожалуйста, своими правилами жизни, убеждениями и принципами – без них к ребенку лучше и не подходить. Причем, это должны быть свои правила, своею жизнью выработанные, чужие правила детям внушить невозможно.
Поверьте в воспитании ребенка, можно получить массу неудач из-за того, что мы пытаемся вбить в детские головы правила, которых сами не придерживаемся! Нет, «держись моих правил» – слово, убедительное для ребенка своей честностью. И не назидание, а дружеское «держись». Совет, которым можно и не пользоваться. В необязательном «держись», содержится поучение, необходимое ребенку, и свобода от поучения. Взрослый как бы направляет, а действует ребенок сам. «Люби то-то, то-то…» – люби! Все воспитание должно держаться на одном этом слове: люби! Воспитание – это не запреты, воспитывать – это пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там волнение, там доверие, там все лучшие человеческие чувства – люби. «Не делай того-то» – сказано категорично и без объяснений. Отметим тонкость: «не делай» – относится к автору, взрослому человеку, это ведь из его правил – «не делай», это правило взрослого, а не особое детское правило для маленьких. «Не делай» – закон взрослых, серьезных, честных людей. Не запрещено, не осудят, не накажут, но не делаю – не в моих правилах. «Не делай» и «люби» – двух этих слов достаточно. Есть поле человеческого поведения. Нижняя граница его твердая: «не делай», а верхней границы нет, она бесконечна – «люби!».
«Кажись, это ясно» – ребенку нужно внушать, что все наши установления и советы просты, понятны, безусловны, ими весь мир живет. А ты маленький, умница, ты все понимаешь с полуслова, ты не нуждаешься в длинных нотациях. Пусть ребенок не понял взрослого – не страшно. Сама вера в понятливость мальчика постепенно сделает его умнее: люди удивительно быстро умнеют, когда их держат за умных. И с какой легкостью говорит поэт с мальчиком о самых важных правилах жизни, с какой легкостью! «Кажись, это ясно…» Он открывается перед мальчиком. Не демонстрирует равенство, а искренне проявляет его тем, что говорит с мальчиком всерьез, хоть и в шутливой форме, и говорит, иронизируя, при этом не заученное, а только самое открытое. «Прощай, мой прекрасный» – прощай! Взрослые и не должны слишком много заниматься детьми. Ребятам лучше быть в компании сверстников, отдаваться играм и своим делам. Поиграли, поговорили, объяснились в любви – и достаточно, беги к своим игрушкам, там твой мир.
И словно кольцо замыкается: «Прощай, мой прекрасный». Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого! Кто умеет от сердца сказать маленькому: «Мой прекрасный» – тот счастлив в детях и у него счастливые дети. Между двумя этими обращениями, «душа моя» и «мой прекрасный», заключено все искусство воспитания детей».