Как известно, в современном обществе 95% людей имеют активной правую руку, и только 5% - так называемые левши и амбидекстры, что означает люди, использующие в равной степени и правую и левую руку. По словам советского педагога В. Сухомлинского: «Нравственное воспитание - является, прежде всего, разумным и мудрым ограничением. Ребенок же с первых шагов своей сознательной жизни должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо». Ребенок, который пишет левой рукой, практически всегда привлекает к себе внимание, а бывает, и вызывает насмешки своих праворуких сверстников. Таким образом, очень многие родители и учителя считают, что левшу лучше переучить, а переученный левша устранит имеющийся у него постоянный психологический дискомфорт, и лучше приспосабливает себя к окружающей среде, рассчитанной на праворуких. Конечно, некоторый резон в таких соображениях присутствует, но стоит ли так поступать.
Левши – это не просто люди с развитой левой рукой, это люди, имеющие определенные особенности интеллекта, психики, и вообще — личности. Например, у правшей наблюдается большая тяга к «языковым» профессиям, в то время как левши – имеют способности к музыке и рисованию. У левшей, как правило, хорошо развита зрительная память, как, например, у Александра Македонского, который обладал феноменальной зрительной памятью. Как утверждают историки, он знал в лицо каждого своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат. Также левшам свойственны сильные волевые качества и твердая воля, а также уверенность в действиях, благодаря которой многие из них стали знаменитыми государственными деятелями и полководцами. Люди с развитой левой рукой, лучше ориентируются в необычной для себя среде. К примеру, доказано, что аквалангисты левши более четко выполняют различные работы, чем правши. А много левшей становится выдающимися спортсменами-боксерами, фехтовальщиками, волейболистами и теннисистами.
Но известно, что на ранних стадиях развития ребенка его обе руки действуют вместе, и лишь к полутора годам одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Известно, что великий русский физиолог Иван Петрович Павлов, который сам был левшой, высказал предположение, о том, что развитие двигательных функций обеих рук будет способствовать гармоничному развитию ребенка, а также даст определённые преимущества в его интеллектуальном развитии. А известными в истории левшами были: Леонардо да Винчи, Пикассо, Владимир Даль, Чарли Чаплин…
Поэтому, целесообразно, начиная с шестинедельного возраста осуществлять специальные тренировки рук малыша, и особенно левой кисти. Можно производить массаж кисти, а также пассивное сгибание и разгибание пальцев. Эти упражнения будут способствовать более раннему созреванию мозга и более совершенному владению обеими руками. Совершенно очевидно, что недопустимо «переучивание» левши в правшу приемами, как привязывание левой руки, удары по ней и т. п. Обычно это приводит к выраженным невротическим расстройствам. Но существуют и вполне допустимые приемы такого переучивания. К примеру, для торможения движений левой руки можно использовать различные игры, которые нужно проводить в спокойной, доброжелательной атмосфере, избегая излишней категоричности и сильного нажима на ребенка. Можно дать ребенку в левую руку автомобильчик, а в правую - самолетик и предложить добраться до определенного пункта. Ребенок, естественно, будет двигать правой рукой самолет, и задерживать левую руку, которая ведет автомобиль. В таких играх, резкое преобладание функций одной руки можно затормозить без развития невротических явлений. Но в принципе, ничего страшного не случится, если ребенок останется левшой.