Как улучшить память ребенку

Мечта каждой любящей мамы – это умный, здоровый и успешный ребенок, который знает ответ на любой вопрос взрослых. Однако что же делать, если ваш ребенок в школе учится на одни тройки, а на запоминание одного четверостишья у вас с ним уходит не один час? Не поднимайте панику и не наказывайте школьника за его невнимательность и промахи. Лучше помогите ему развить его память.

Причины плохой памяти

Посторонние раздражители
Родители довольно редко задумываются о том, в каких условиях их дети занимаются домашним заданием. А у них на столе компьютер, а над столом висит яркая игрушка, а еще в комнате находится работающий телевизор. В конечном итоге, все это отвлекает, и не дает сосредоточиться на уроках. Поэтому, рабочее место вашего школьника необходимо правильно организовать, на рабочем месте должно быть минимум вещей и максимум пространства.

Голод или переедание
По возвращении школьника из школы, его нужно первым делом покормить. Затем ребенок должен отдохнуть хотя бы час, поэтому не заставляйте его садиться за уроки сразу же после еды. Не морите ребенка голодом, даже если в семье соблюдается пост или вы пытаетесь наказать его, лишив при этом обеда или ужина. Помните, что для развития и функционирования мозга необходимы полезные вещества, микроэлементы и витамины. Без них память в принципе невозможно развивать. Не стоит забывать и о школьном питании. Спрашивайте ребенка каждый день о том, чем его кормили, и сколько он съел, а также нравится ли ему питание. Если школьного питания недостаточно, обеспечьте ребенка деньгами на булочки, или делайте бутерброды, покупайте фрукты и шоколад. Рацион школьника должен состоять из такого меню: на завтрак – каша с салатом из овощей, на обед – борщ или суп, на ужин – пюре или макароны с мясом. Помимо этого, через каждые два часа рекомендуется давать ребенку йогурт, кефир, творог, фрукты, овощи, чтобы желудок постоянно работал, а не поедал сам себя.

Скучные задания
Скучную и неинтересную информацию сложно запомнить даже взрослому человеку, что уж говорить о первоклашке. Поэтому в начальных классах рекомендуется выполнять уроки с ребенком, лучше проводить все в игровой форме. Оставив ребенка одного, вы ничего не добьетесь.

Неправильный подход
Не заставляйте ребенка переписывать много раз например, правило, для того, чтобы запомнить его. Возможно у вашего ребенка феноменальная слуховая память, и вам достаточно было бы просто прочитать вслух правило несколько раз. Вместо этого вы нервничаете, кричите и заставляете делать ребенка то, что ему никак не помогает. Поэкспериментируйте с этим. Пусть ваш ребенок повторит за вами, а также попросите его читать вслух. Довольно полезно для тренировки памяти ребенка, с самого его рождения рассказывать сказки и ставить пластинки с записями. С помощью этого, развивается образное мышление, которое в будущем ему пригодится. Но при этом не стоит включать телевизор, чтобы чадо не мешало заниматься домашними делами.

Недосыпание
Неправильно и плохо, если школьник постоянно по вечерам сидит за компьютером и ложится спать позже десяти-одиннадцати часов. Память и взрослых, и детей зависит от того, в каком состоянии они в данный момент находятся. Ребенок должен высыпаться. Если же ребенок спит тревожно, постоянно ворочается или не может долго заснуть, необходимо обратиться к специалисту. Ведь дело может быть в повышенной тревожности и гиперактивности, которые могут возникать из-за проблем в школе и дома. По этой же причине не стоит кушать перед сном, читать или смотреть ужасы, а также выяснять отношение с мужем (даже при младенцах).

Усталость
Прекрасно, когда ребенок живет по расписанию дня, в котором утром – школа, в обед – тренировка в кружке, вечером – уроки. Однако такой режим может быстро утомить ребенка, особенно если это первоклассник. Поэтому, постарайтесь распределить все равномерно, и  не стоит записывать ребенка и на танцы, и на шахматы, и на баскетбол. Пусть малыш сам выберет, чем ему хочется заниматься. При этом это должны быть максимум – два-три занятия в неделю, не больше. Лучше, если занятия будут в будние дни, поскольку в выходные должен быть полноценный отдых.

Нехватка разнообразия
Еще одна причина – это однотипность задания, которые очень быстро надоедают. Старайтесь разбавить письменные уроки - устными. Внимание школьника нужно переключать с предмета на предмет. Таким образом, он не потеряет интерес к занятиям. Также необходимо делать перерывы на отдых.

Упражнения для развития памяти

К сожалению конкретного способа улучшения памяти не существует, и все зависит от особенностей и способностей именно вашего малыша. Однако постоянно занимаясь со школьником и тренируя его, а также вместе выполняя особые упражнения, в дальнейшем проблем с запоминанием правил и цифр не будет. Но если пустить все на самотек, то даже вундеркинд с задатками гения через два-три года станет обычным среднестатистическим старшеклассником.

Слуховая память

Запоминаем слова
Необходимо на листке бумаги написать в столбик десять не связанных между собой слов, но так, чтобы ребенок их не видел. Например,  дом, лошадь, крыло, машина, кот, работа, магазин, компьютер, кровать, самолет. Затем прочтите все по порядку медленным и спокойным голосом так, чтобы он успел запомнить, а  после попросите его повторить. Обычно, с первого раза ребенок запоминает не более пяти слов. После этого посоветуйте ребенку мысленно про себя составлять предложения или же ассоциировать все с окружающими предметами. Например, в первом случае он может придумать историю о том, как в доме поселилась лошадь, которая помяла крыло машины. И так далее. Второй вариант может быть сложнее, но более эффективен. Он должен пофантазировать: кот похож на статуэтку, которая стоит на столе, домашняя работа еще не выполнена, а магазин виден из окна. Это упражнение помогает развить ассоциативную память, а также мышление и воображение ребенка.

Запоминаем звуки
Попросите ребенка закрыть глаза и постучите по столу, соблюдая определенный ритм. Ребенок должен повторить то, что он услышал. Пусть мелодия будет простой и короткой. Учтите, что если он с первого раза повторит мелодию, то это значит, что у него хороший слух и ему можно заниматься музыкой. Также можно попробовать издавать шум разными предметами, например газетой, книгой, мячиком, школьник же должен сделать те же манипуляции в том же порядке.

Зрительная память

Расставляем игрушки
Перед ребенком необходимо поставить десять предметов, например машинок или кукол.  Затем дайте ребенку минуту на то, чтобы он запомнил расположение каждой вещи, после этого попросите выйти его из комнаты, и поменяйте некоторые предметы местами. После попросите ребенка  расставить все, как было. Его можно научить ассоциировать вещи с окружающей обстановкой, как и в предыдущем случае.

Ищем отличия
Ранее в детских журналах мы искали отличия на картинках. Это развивает память и логическое мышление, а также внимание к мелким деталям. Поэтому распечатайте на принтере две фотографии, добавив на компьютере при помощи специальных программ несколько предметов. Затем, покажите ребенку вначале оригинал, чтобы он запомнил, что и как расположено на картинке, а затем дайте ему измененный вариант. При необходимости пусть подсматривает.

Тактильная память

Еще один этап развития памяти – это развитие тактильной памяти, которая помогает освоиться в мире, а также  сформировать характер и отношение к окружающим. К примеру, как только мы притрагиваемся к горячей кастрюле, то начинаем понимать, что в следующий раз посуду с плиты нужно брать только при помощи прихватки. То же самое происходит и с детьми, которые не всегда осознают, почему родители говорят нет.

Что в коробке
Необходимо вырезать из ткани, разной по своей фактуре, по два одинаковых квадратика. При этом будет лучше, если они будут из меха, кожи, шелка, льна, то есть абсолютно разные на ощупь. Первые квадратики наклейте на картонку и подпишите названия, а вторые, поместите в коробку, в которой следует сделать прорезь для рук. Затем попросите вашего ребенка достать на ощупь, к примеру, махровую ткань и дайте возможность ее пощупать на образце. Конечно, вначале малышу будет сложно найти точно такой же кусочек, не видя его, но в будущем, когда тактильная память  будет достаточно развита, он легко справится с этим заданием.

Пуговицы
Поместите в коробку разные по размеру и форме пуговицы, затем попросите свое чадо достать оттуда, к примеру, ту, что на тонкой ножке или с четырьмя, а не двумя отверстиями. Малыш при этом не должен подглядывать, его задача – полагаться на свои ощущения.

Обонятельная память

Даже если обонятельная память школьнику не нужна, ее также нужно в начальных классах развивать, поскольку она пригодится в будущем уже взрослому и сформировавшемуся человеку. Помимо этого, первокласснику будет интересно поиграть в подобные увлекательные игры, в которых задействуются все члены вашей семьи.

Чей запах
Поставив перед ребенком все имеющиеся в доме флакончики с духами, попросите его определить, какой из них принадлежит вам, а какой – папе, дедушке, бабушке и другим родственникам. Дабы не разлить пузырьки, придерживайте их руками.

Какой овощ и фрукт
Ту же игру можно провести, используя фрукты и овощи. Попросите ребенка закрыть глаза и давайте поочередно понюхать яблоки, апельсины, огурцы и другие продукты с ярко выраженным запахом. Впоследствии  можно переходить на менее ароматную вишню, абрикос, капусту и другие овощи и фрукты.

Память нужно развивать правильно

Для первоклассников, развивать память и внимание следует в игровой форме, но деткам постарше это будет не интересно. Поэтому с раннего возраста необходимо привлекать деток к более серьезным и сложным увлечениям, которые в дальнейшем им точно пригодятся. Поэтому, обязательно нужно научить малыша играть в шахматы и шашки. Если же никто из членов вашей семьи этим не увлекается, сдайте ребенка в кружок, где его этому обучат. Неплохим занятием будет разучивание несложных стишков с трех-четырех лет. Кстати, лучше они запоминаются, когда их  повторяешь, возвращаясь вместе домой. Можно начать с четырех строчек, и каждый раз добавлять новую строчку. Такая мера развивает внимание очень и очень быстро. Если в первых классах можно начинать изучать Пушкина, Лермонтова, то в более старших – Есенина.

Однако помните, что изучая что-то новое, вы всегда должны повторять старое. В противном случае,  ненужная информация просто забудется. Чем больше ваш ребенок знает на данный момент, тем легче ему будет освоить материал в дальнейшем. Хотя не стоит, перенапрягайте мозг школьника, так как слишком большое количество информации ему будет сложно воспринять. Если, по вашему мнению, у вашего ребенка проблемы с памятью, и внимание рассеяно – обязательно посоветуйтесь со школьным учителем. Уточняйте, как ваш ребенок проявляет себя в непривычной обстановке. Ведь полученная двойка – не всегда признак плохой памяти, возможно малыш постеснялся ответить перед классом. Проблема в таком случае решается совсем другими способами.