Многие ошибочно считают, что лидерами рождаются, а не становятся. И поэтому, если вы не прирожденный лидер, то и не надо пытаться выделиться и повести за собой какую – либо группу. А природа сама постаралась, и разделила общество на ведущих и ведомых. Но на самом деле, в каждом из нас есть задатки лидера. Отличие лишь в том, что одни люди развивали эти задатки в себе, а другие просто пустили все на самотек, и поддались более сильным личностям. Именно поэтому обычных работников гораздо больше, чем руководителей, директоров и предпринимателей.
Естественно, каждый родитель мечтает и желает, чтобы его ребенок был успешен, удачлив, и всеми любим. В то же время, мало кто уделяет внимание развитию лидерских качеств. Обычно родителей больше беспокоят оценки и поведение в школе. Но спустя несколько лет, они смотрят на двоечника Петю, который всегда был заводилой и драчуном, а сейчас стал руководителем своего предприятия, и говорят, что ему просто повезло в жизни устроиться. Но на самом деле этому человеку удалось организовать дружную компанию, сплотить всех сотрудников и заставить их работать на себя. А пятерки – это не самое главное в жизни. Необходимо развивать навыки общения, которые пригодятся гораздо больше, чем знания по химии за пятый класс.
Как узнать лидера в группе
Чтобы понять, что ваш ребенок прирожденный лидер, необходимо понаблюдать за тем, как он ведет себя с окружающими. Можно провести небольшой тест, для чего необходимо посадить за один стол несколько школьников и попросить их нарисовать совместно любую картинку. При этом, следует понаблюдать, как поведет себя ваш сын: станет руководить процессом, или же бросится исполнять указания. В результате вы поймете, к какой категории относится ваш ребенок. В первую очередь, родителям нужно разобраться, насколько сильно развиты в ребенке лидерские качества. От этого зависит выбор тактики воспитания ребенка. В случае если ребенок может с первых минут завоевать внимание учителей и одноклассников, а также умеет расположить к себе окружающих, то его нужно только направлять. А вот со стеснительными и пассивными школьниками нужно будет работать, и не один год. Зато потом ваши труды с лихвой окупятся.
Как развить в ребенке лидерские качества
К большому сожалению нигде, ни в садике, ни в школе нас не учат тому, как стать лидером в классе. Задачей учителей и воспитателей является создание добропорядочных граждан из группы учеников, которые после школы пойдут учиться в ВУЗ, а потом будут работать в какой-нибудь организации до старости. Затем – пенсия и воспитание внуков. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал президентом, компании или государства – не важно, необходимо развивать нужные качества в ребенке как можно раньше.
Уверенность в себе
Очень важным качеством любого лидера является уверенность в себе. Лишь уверенный в себе и своих силах человек сможет добиться в жизни всего. Он знает и верит в то, на что способен. Такой человек никогда не будет сидеть в уголке и думать о том, что не достоин более высокой зарплаты и лучшей должности. При этом совсем необязательно человеку быть самым умным, красивым и сильным. Он должен позитивно оценивать свои способности, а несамокритично к себе относиться. Но всегда нужно различать два понятия: уверенность и самоуверенность. Поскольку в случае самоуверенности, человек не замечает своих недостатков и минусов. При этом, он считае всех виноватыми в его ошибках. Обычно такие люди в дальнейшем не смогут ничего добиться в жизни, поскольку они никогда не соглашаются на работу, где можно получить опыт. Зачем им курсы повышения квалификации, если они и так все знают ?! Чтобы развить уверенность в ребенке, его необходимо хвалить и поддерживать в самые сложные моменты. Настраивайте ребенка на то, что у него все получится, и что вы верите в него. Никогда не критикуйте за неудачи, ведь если не получилось в этот раз, то обязательно удастся в другой.
Таланты
Каждый человек имеет свою «изюминку», которая в дальнейшем обязательно пригодится. Таланты могут быть самые разные: умение петь, танцевать, писать красивые тексты, рисовать, фотографировать и т.д. Практически нет людей, которые ничего не могут делать. В случае если ваш ребенок не выделяется из толпы, запишите его на различные кружки. Там, где ему больше всего понравится, там его место. Если ему не нравится нигде, тогда проблема в лени, которую необходимо искоренять. Ребенку следует объяснить, что проявлять таланты можно в подходящие моменты. Например, петь нужно на концертах, но не на занятиях, а бегать – на уроках физкультуры, а не по коридорам. Стимулируйте ребенка к действиям. Если в школе планируется какое - либо мероприятие, или соревнования, он должен принимают непосредственное участие.
Ответственность
Лидером является не только человек, который рассмешит всех в компании, лидер – это человек, умеющий отвечать за ошибки. Он никогда не обвинит товарищей, если именно он разбил стекло в классе, он также не выдаст виновника, если видел, кто это сделал. Он смел, ответственен, но не бесстрашен. Ответственность развить не так-то и просто. Но постаравшись, вы воспитаете порядочного человека. В первую очередь, всегда хвалите ребенка, когда он оказал какую - либо помощь. Также необходимо поощрять проявление инициативы, а малыш не должен бояться делать то, с чем раньше никогда не сталкивался. Например, он никогда не мыл посуду, и тут решил помочь маме, но, к сожалению, разбил чашку. Не ругайте ребенка, а успокойте и скажите, что очень благодарны ему за чистые тарелки. Затем уберите осколки и не возвращайтесь к этой теме. Только в таком случае он будет выполнять работу по дому и дальше. Не наказывайте малыша за проступки или ошибки работой. Научите ребенка доводить дело до конца. Но касается это лишь посильных для него задач. Например, малыш должен решить упражнение, заданное ему в школе, даже если он устал. Но если он болел и пропустил неделю занятий, вы можете помочь ему с выполнением заданий. Нельзя ругаться и говорить, что он бездарь, ведь в данном случае малыш не виноват.
Ораторские навыки
Помните, что толпа никогда не пойдет за человеком, который хоть и много знает и умеет, но не может объяснить даже элементарных вещей. Все пойдут лишь за тем, кто четко расскажет, как будет строиться бизнес. Примером ораторского искусства владеет всем известный Мавроди, который сумел заставить миллионы людей понести ему деньги при отсутствии каких – либо гарантий. Причем это произошло и во второй и в третий раз. Поэтому умение говорить очень важно. Кстати, есть целый ряд профессий, требующих умения говорить. К примеру, адвокаты не смогут доказать невиновность подсудимого, а менеджер не заставит клиента купить ненужную вещь, преподаватель же не научит уму-разуму студентов. Так, школьник, не умеющий четко выражать свои мысли, даже в случае, если он все знает, будет учиться плохо. Поэтому можно записать своего ребенка на специальные курсы, а также с первых классов нужно разучивать с ребенком стихи. При этом стихи не должны читаться монотонно, все должно говориться четко, и с выражением. Став постарше, лучше запоминать целые куски текста. Также можно ежедневно учить по одной скороговорке. Покажите ребенку набор упражнений, которые нужно выполнять для развития речевого аппарата. Кстати, многие телеведущие перед каждым эфиром проделывают определенные движения челюстью, языком, губами, делая некую зарядку. Неплохо будет, если вы хотя бы раз в неделю вместе с ребенком начнете осваивать новые слова. Конгломерация, профанация, прототип – эти слова иногда люди используют неправильно в речи. А, по словам опытных ораторов, если ты не знаешь значение, никогда не вставляй подобные слова. В противном случае можно показаться смешным и глупым.
Адекватное восприятие критики
Обычно, когда нас критикуют, мы смущаемся, краснеем, а также ведем себя так, словно во всем виноваты. Иногда у некоторых опускаются руки, и пропадает настроение и желание работать дальше. Но критику конструктивную нужно воспринимать немного иначе – это шанс и возможность самосовершенствования. Никогда не делайте «разбор полетов» в присутствии посторонних особ. При этом необходимо четко указывать на ошибки, и не прибегать к унижению и оскорблению умственных или физических особенностей школьников. Нужно не только говорить, что было не так, но и помочь разобраться, как правильно следовало бы поступить в определенной ситуации.
Скрытый лидер: кто всем руководит
Лидерство не всегда бывает явным. Существует категория людей, заставляющая «плясать под свою дудку» всех, кто находится рядом. Их при этом никто не считает самым главным. Такие люди делают все тихо, спокойно, и всегда добиваются поставленной цели. Интересным фактом является то, что зачастую такая персона способна влиять даже на самого сильного и активного человека в группе, при этом никто об этом не подозревает. Как же проявляет себя неформальный лидер в классе? Такой человек держит всех на расстоянии. К нему подходят для того, чтобы спросить совета, узнать что-нибудь интересное. Он отличается от явного лидера тем, что никогда не будет навязывать свою точку зрения. Он может высказать мнение, а уж прислушиваться или нет - дело остальных. Но со временем одноклассники поймут, что это человек никогда не ошибается. Еще один признак неформального лидера – индивидуальный стиль. Обычно все школьники поклоняются какому-то кумиру: певице, актеру и прочим известным личностям. Но скрытый лидер не подвергается влиянию моды, поэтому у него будет классическая прическа и строгий вид. У такого ребенка даже в комнате будет полный порядок. При этом, никаких игрушек на кровати и комиксов на книжной полке.
Подводя итог, можно сказать, что ознакомившись с тем, как стать лидером в классе, вы можете помочь ребенку добиться успехов в жизни. Раскройте его потенциал, извлеките из панциря, в котором большинство современных школьников сидят. Запишите ребенка на различные секции и оторвите ребенка от монитора компьютера. Создайте для него среду общения с одногодками и более старшими особами.