Вопрос правильности развития ребенка, в том числе и его речи, рано или поздно интересует практически всех родителей. И действительно в развитие ребенка, развитие его речи является, чуть ли не основным фактором общего становления детского организма. К двум годам, лексикон ребенка должен составлять около 300 слов и словосочетаний. А в два, три года запас слов ребенка может составлять более одной тысячи слов. Это тот возраст, когда ребенок начинает задавать много вопросов родителям, причем на различные темы. Таким образом, у ребенка развивается познавательная и коммуникабельная функции речи. Разговор ребенка должен сопровождаться играми и активными действиями, а добротность и качество речи малыша значительно совершенствуется, и он начинает отличать правильную дикцию и выговор. Малыш уже в этом возрасте начинает самостоятельно составлять небольшие предложения из трех-пяти слов, причем связывая их по смыслу.
Многие факторы влияют на развитие речи ребенка, в том числе условия воспитания в семье и темперамент ребенка. Однако существует ряд признаков, которые могут обеспокоить родителей. Эти признаки являются чертой между нормальным развитием речи ребенка и отставанием. В первую очередь, когда в два года ваш ребенок не может выразить двусложную фразу, просьбу, а также широко использует жестикуляцию, и не понимает значение некоторых простых слов, обращений. Также в речи такого ребенка используется мало слов, и звучат они неразборчиво. Ребенок запинается, делает много ошибок даже в коротких оборотах речи. Стоит обеспокоиться, если в возрасте трех лет, ребенок испытывает сложности в понимании словосочетаний, а в его лексиконе очень малое количество слов. Ребенок говорит сбивчиво, мямлит, а его речь неразборчива. Также при разговоре ребенок часто запинается, и даже в самых коротких фразах допускает огромное количество грамматических ошибок. Если в речи вашего малыша присутствуют все вышеперечисленные особенности, вам необходимо обратится за консультацией к невропатологу или логопеду. Даже если ребенок развивается нормально, ему можно оказать помощь. Во время прогулок, обращайтесь к ребенку, при этом, обязательно называя все предметы, события и действия которые он видит вокруг.
Интересуйтесь всем тем, чем занимался ваш ребенок на протяжении дня в детском саду, а также что он намерен делать в дальнейшем дома. Используйте для развития специальные игровые упражнения. К подобным упражнениям можно отнести - подбор рисунков с изображением различных предметов. Такие предметы должны различаться одним звуком. К примеру: «нож - нос», «дым - дом», «мишка - мышка». Попросите вашего малыша показать на рисунках где, какой предмет. Замечательным упражнением является пересказ любимых детских сказок, в которых повторяется содержание, таких как: «Теремок», «Репка» и т.д. Выполняйте с ребенком упражнения на артикуляцию, поскольку они направлены на развитие работы мышц языка, нижней челюсти, неба и губ.
В наше время, существует большое количество научной, методической и научно-популярной литературы для изучения родителями малышей - дошкольников. В подобной литературе имеются упражнения, которые улучшат ваши познания в данной области, а также позволят вам получить радость от общения с малышом и, самое главное, еще лучше развить речь ребенка.